Изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента
Аудит международных стандартов / Оценки риска и внутренний контроль / Изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента
Страница 1

Данный вопрос представляется одним из важнейших аспектов аудиторской проверки.

I Система бухгалтерского учета (Accounting system) - совокупности задач и бухгалтерских записей клиента, посредством которых хозяйственные операции регистрируются для составления финансовой отчетности. Такие системы применяются в целях

идентификации, сбора, анализа, калькулирования, классификации, регистрации, обобщения и отражения хозяйственных операций и других событий. (Сравните данное определение с тем, которое представлено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».).

Отмечалось ранее, что без организованного и нормально функционирующего бухгалтерского учета невозможно наладить систему внутреннего контроля. Таким образом, бухгалтерский учет сам по себе уже выполняет контрольные функции. Например, один из важнейших методов бухгалтерского учета (и ревизии) -инвентаризация (сравнение фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета) - это, по сути, контрольная функция. Аналогично документирование всех хозяйственных операций (непрерывное и сплошное) несет определенную контрольную «нагрузку».

В ходе проведения аудита аудитору необходимо изучить и оценить следующие аспекты организации системы бухгалтерского учета клиента:

учетную политику и ее соответствие нормативным требованиям (в процессе изучения данного вопроса целесообразно также выделить основные классы хозяйственных операций; определить, каким образом эти операции инициируются; проанализировать существенные счета бухгалтерского учета и соответствующие им статьи финансовой отчетности; процесс ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности от момента инициирования хозяйственных операций до отражения их в финансовой отчетности);

организационную структуру (включая распределение обязанностей и полномочий) подразделения, функционально ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности;

организацию документооборота;

роль и место средств компьютерных информационных систем при подготовке финансовой отчетности (более подробно см. тему 8);

критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок (в качестве примеров в МСА приводится совершение необычных или слож-ных хозяйственных операций, особенно в конце отчетного периода; или подверженность высоколиквидных активов - в первую очередь денежных средств - к пропаже или незаконному присвоению);

средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета (самоконтроль системы бухгалтерского учета, например, при ручном варианте ведения учета - шахматная ведомость, где должно быть совпадение итоговых сумм по строкам и столбцам).

В рабочей документации аудитора отражаются все выявленные им недостатки системы бухгалтерского учета.

Выделяются критерии правильной организации системы бухгалтерского учета клиента (в случае, если достигаются следующие цели): хозяйственные операции совершены с общего (доверенность на определенный период) или специального (разовая доверенность, виза) разрешения руководства;

операции отражены в учете сразу же после их осуществления в правильных суммах, на соответствующих счетах, в требуемом отчетном периоде;

доступ к активам и записям разрешен только на основании санкции руководителей (например, материальная ответственность, организация хранения денежных средств, ТМЦ на складе; доступ к информационным системам учета, так как информация представляет собой важнейший актив организации);

с установленной периодичностью проводятся инвентаризации, а также принимаются меры по урегулированию выявленных отклонений.

Особую значимость правильной оценке системы бухгалтерского учета в ходе аудита придает тот факт, что последняя представляет собой непосредственный источник получения аудиторских доказательств при проведении проверки. В случае если система бухгалтерского учета запущена (к примеру, обнаруживается отсутствие ряда первичных документов, подтверждающих проведенные бухгалтерские записи, либо неотражение первичных документов в учете), то проведение аудита может оказаться крайне затруднительным или даже невозможным, т.е. оценка состояния бухгалтерского учета является одним из значимых факторов для принятия окончательного решения о том, возможно или невозможно проведение аудиторской проверки финансовой отчетности клиента.

И наоборот, если аудитор в соответствии с рассмотренными выше критериями приходит к выводу, что система бухгалтерского

Страницы: 1 2

Смотрите также

Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики, а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает, каким образом стадия планир ...

Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...

Амортизация внеоборотных активов
Всякое производственное объединение имеет внеоборотные активы. По всем внеоборотным активам предприятие производит амортизационные отчисления. В данной курсовой работе в первой главе рассма ...