Изучение и оценка системы внутреннего контроля клиента
Аудит международных стандартов / Оценки риска и внутренний контроль / Изучение и оценка системы внутреннего контроля клиента
Страница 1

Понятие «система внутреннего контроля» - одно из важнейших понятий в современном международном аудите. Определение системы внутреннего контроля дается в п. 8 рассматриваемого МСА. * Система внутреннего контроля (Internal control system) - политика и процедуры (средства внутреннего контроля), принятые руководством клиента для содействия в реализации целей руководства, предусматривающих, насколько это практически выполнимо, упорядоченное и эффективное ведение бизнеса (финансово-хозяйственной деятельности), включая строгое следование политике руководства, обеспечение сохранности активов, предотвращение и обнаружение фактов злоупотреблений и ошибок, точность и полноту бухгалтерских записей, а также своевременную подготовку достоверной финансовой информации. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к функциям системы бухгалтерского учета, и включает:

контрольную среду;

процедуры (средства) контроля.

Существуют и другие определения внутреннего контроля организации. К примеру, под последним понимаются все мероприятия и действия, которые проводятся на предприятии для того, чтобы предотвратить потери имущества, предупредить образование ошибок в отражении хозяйственных операций или обнаружить их [9, с. 2]. Можно заметить, что данное определение является лишь составной частью предыдущего. Цель внутреннего контроля, согласно приведенному определению, состоит в минимизации разного рода рисков в деятельности организации.

Отечественным исследователем в данной области В.В. Бурцевым приводится следующее обобщающее определение понятия: «Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин данных отклонений» [6, с. 15].

Важно отметить, что определению внутреннего контроля В.В. Бурцева свойствен кибернетический подход, общий для любого процесса управления. Данная точка зрения отчасти подтверждается тем, что целью внутреннего контроля, согласно Бурцеву, является « .информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений» [Там же, с. 16]. При этом он выделяет две формы внутреннего контроля:

внутренний аудит (подробно см. тему 1);

структурно-функциональная форма внутреннего контроля, которая « .отражает необходимые взаимодействия единиц организационной структуры (линейно-функциональной, дивизионной, матричной), соответствующие их контрольным функциям», и применяется, в отличие от внутреннего аудита, всеми организациями. Под данной формой внутреннего контроля понимается осуществление контроля как непременной должностной обязанности всех ответственных лиц [Там же, с. 22-23].

Анализируемому понятию, принятому в соответствии с Международными стандартами аудита, в отличие от остальных, приведенных выше, характерно выявление и описание (по возможности) всех сторон (характеристик), свойственных системе внутреннего контроля.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Переговоры
Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или тех его сотрудников, которые работают с клиентами. Думаю, никто не будет спорить, что эта способность ...

Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием, которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы (дене ...

Электроснабжение отрасли
Создание энергосистем и объединение их между собой на огромных территориях стало основным направлением развития электроэнергетики мира в 20 веке. Это обусловлено отличительной особенностью отрасли, ...