Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
Общая теория аудита / Экономический контроль, его сущность и функции в обществе / Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
Страница 1

Монопольная деятельность предпринимателей возникает в условиях монопольного положения на рынке одного предпринимателя или группы предпринимателей в производстве и реализации товаров. Действия органов власти и управления направлены на недопущение и существенное ограничение этой деятельности. Монопольное — это доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным является положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% .

Монопольная деятельность осуществляется предпринимателями через монопольную цену, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке. Это приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. Регулируется эта деятельность Законом Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».

Монопольное положение предпринимателей на рынке для всех видов товаров народного потребления, а также для всех видов работ и услуг, обращения капиталов (финансов, ценных бумаг) определяется Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными управлениями в пределах административной области или автономии (район, населенный пункт).

Злоупотреблениями монопольным положением считают:

навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неодинаковое положение, или дополнительных условий, не касающихся предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту;

ограничение или приостановление производства, а также извлечение из оборота товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;

частичный или полный отказ от реализации или закупки товара, если нет альтернативных источников поставки или сбыта, с целью создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;

другие действия с целью создания преград доступу на рынок других предпринимателей;

установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей.

К злоупотреблениям монопольным положением относят также неправомерные соглашения между предпринимателями и недобросовестную конкуренцию.

Неправомерными признают соглашения или согласованные действия между предпринимателями, направленные на:

установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

применение демпинговых (заниженных) цен на товарном рынке;

распределение рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей и другим признакам с целью монополизации их;

устранение с рынка или ограничение доступа на него продавцов, покупателей, других предпринимателей.

К недобросовестной конкуренции относят:

неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитацию, копирование, прямое воспроизведение товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени. К недобросовестной конкуренции не относится френчайз — право работать от имени (под вывеской) крупного предприятия, хорошо себя зарекомендовавшего. Например, ресторан «Макдональдс» имеет во многих странах мира высокую репутацию. Везде одинаковы выбор блюд и напитков, технология производства, обслуживание. Однако только 20% предприятий принадлежит компании «Макдональдс», остальные — другим владельцам, купившим право работать под ее вывеской. Подключение к известной компании дает устойчивый доход. Компания постоянно исследует, насколько френчайзные предприятия придерживаются установленных стандартов. За несоблюдение требований применяют санкции, вплоть до лишения права работать от имени компании. Френчайз — это структура, которая дает малым предприятиям гарантию успеха;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Завершение проверок в цикле реализации и получения выручки - дебиторская задолженность
В главе 13 идет речь об аналитических процедурах и тестах элементов балансов для счетов в цикле реализации и получения выручки, о взаимосвязи этих тестов с оценкой риска контроля и проверками опер ...

Основная часть
...

Оценки риска и внутренний контроль
Положения настоящей темы отражены в Международном стандарте № 400 «Оценки риска и внутренний контроль». Теория риска и внутреннего контроля является, пожалуй, одной из самых проблемных областей в ...