Установление факта небрежности аудитора
Аудит международных стандартов / Качество аудита и ответственность аудиторов / Установление факта небрежности аудитора
Страница 2

2. В письменной информации аудитора, обычно направляемой исполнительному руководству проверяемой организации по результатам аудита (письменная информация, в отличие от аудиторского заключения, содержит более полную информацию о результатах аудиторской проверки), также необходимо отразить, какие участки бухгалтерского учета проверены сплошным, а какие - выборочным способом. В последнем случае аудиторской организации целесообразно изложить использованные методы выборки, а также специально оговорить со ссылкой на российские и Международные стандарты аудита о наличии обоснованной величины риска аудиторской выборки.

3. В ходе планирования аудита руководству аудиторской организации следует оценить общий объем финансово-хозяйственных операций аудируемой организации в проверяемом периоде, определить ключевые (точнее, существенные) области бухгалтерского учета, подлежащие проверке особенно тщательным образом. На проверку указанных участков учета целесообразно назначать аудиторов, имеющих опыт и соответствующую подготовку, при необходимости - с привлечением экспертов, а также обеспечить на соответствующем уровне внутренний контроль качества аудиторской проверки, включая проведение выборочных перепроверок.

4. Обеспечить документирование аудита и хранение в архиве всей документации, связанной с аудитом. По каждому направлению аудита рекомендуется разработать и заполнять рабочие документы («проверочные ведомости») с обязательным указанием того, как определялась аудиторская выборка, насколько обоснован применяемый метод выборочного исследования, со ссылками на проверяемые первичные и иные документы, в необходимых случаях - с приложением копий важнейших документов (договоров, учетных регистров, первичных документов и т.д.).

5. Поскольку в спорной ситуации важно установить, в какой степени исполнялись обязанности, предусмотренные договором, самим аудируемым лицом (не нарушались ли сроки предоставления документов, в полном ли объеме были даны пояснения по всем интересующим вопросам, не было ли препятствий по проведению фактических проверок и т.д.), аудиторы должны обеспечить документирование всего процесса аудиторской проверки. (В обычной ситуации нарушения, допускаемые клиентом, не становятся предметом разногласий. Однако в случае возникновения претензий со стороны клиента важно показать, что, возможно, именно нарушения, допущенные клиентом, и не позволили в установленный договором срок провести проверку надлежащего качества.)

6. При разработке проекта договора возмездного оказания аудиторских услуг особое внимание следует уделять разделу «Ответственность сторон». В общем виде рекомендуется в договоре предусмотреть два вида ответственности:

на краткосрочную перспективу: ответственность сторон по своевременному исполнению договора;

на долгосрочную перспективу: ответственность сторон в случае выявления существенных нарушений и искажений после проведения аудиторской проверки другими контролирующими органами (налоговым органом, другим аудитором и т.д.).

Предполагается, что изложенные выше рекомендации окажут помощь аудиторским организациям и уменьшат риск наступления ответственности по отношению к клиентам.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Расчётная часть
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Остатки по счетам Главной книги фирмы "Радуга" по состоянию на 1 декабря 200Х г. № счета Наименование счета Варианты ...

Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики, а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает, каким образом стадия планир ...

Страхование имущества
В бухгалтерском учете расходы на страхование относят к расходам по обычным видам деятельности и признают прочими (п. 11 ПБУ 10/99). Предварительно стоимость страховки учитывают на счете 97 в соста ...