Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
Общая теория аудита / Финансово-хозяйственный контроль / Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
Страница 1

Переход Украины к рыночным отношениям возможен при условии демонополизации, разгосударствления и приватизации экономики. Монополизация средств производства в руках государства привела к гипертрофированному централизму в управлении экономикой. Государство единолично решало вопросы структуры народного хозяйства, инвестиционной, финансовой и налоговой политики. Это способствовало воспитанию покорного, равнодушного к результатам своего труда работника. Заработная плата начислялась не по конечным результатам выполненной работы, а «выводилась» по субъективной оценке руководителя — по своему усмотрению. Вследствие этого утрачивалась мотивация к труду работников на предприятии, которое им не принадлежало.

Финансово-хозяйственный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством был средством закрепления власти господствующей верхушки и обслуживания ее интересов. Контроль использовался как орудие утверждения однопартийной власти над бесправным тружеником. В процессе контрольных процедур, ревизий деятельности предприятий функции контроля сводились к проверке того, как администрация выполняет указания высшего руководства, независимо от соответствия их действующему законодательству.

Планы производства и реализации продукции (работ, услуг) для предприятий устанавливались высшим органом в звене управления. Значительная часть предприятий выпускала продукцию невысокого качества по устаревшей технологии, однако по плановому распределению эта продукция реализовывалась через торговую сеть или в порядке кооперации использовалась другими предприятиями для комплектации низкого качества машин, оборудования, производства продукции народного потребления. Убытки предприятий от бесхозяйственности, низкого научно-технического уровня производства покрывались из государственного бюджета. Функция финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями предоставленных государством средств уставного фонда (основного и оборотного капитала). Отсюда предприятия не всегда стремились к развитию научно-технического уровня технологии производства продукции (работ, услуг), поиска рынка сбыта неконкурентоспособной продукции. Экономическая категория «прибыль» считалась атрибутом загнивающей капиталистической экономики.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников. Рынок побуждает к рациональному хозяйствованию, совершенному ведению учета и финансово-хозяйственному контролю расходов и прибылей. При этом хозяйствующий субъект должен принимать эффективные меры относительно производства и реализации продукции по данным учета и контроля, службы менеджмента и маркетинга. Опыт показывает, что такие меры не отрицают прямого централизованного влияния собственника капитала. Вредно не централизованное управленческое реагирование на предпринимательскую деятельность, а превышение его меры, отрыв указаний и рекомендаций центральных структур управления микроэкономикой от экономической заинтересованности хозяйствующего субъекта. Контроль должен своевременно выявлять качество управленческих решений еще до возникновения потерь, поскольку превышение расходов производства или отставание в обновлении продукции приводит к потерям рынка ее сбыта в пользу конкурентов. Отсюда неминуемое падение прибылей, неплатежеспособность, неконкурентоспособность — банкротство.

Рыночная экономика — это сфера проявления и воспроизведения отношений товарного производства. Поскольку рыночное хозяйство полностью обусловливается наличием и функционированием товарного производства, то функция финансово-хозяйственного контроля является определяющей в товарно-денежных отношениях в предпринимательской деятельности. Рыночная экономика является овеществлением товарно-денежных отношений как активной формы развития производительных сил.

Формирование рыночных отношений в микроэкономике, возникновение разных форм собственности в производстве, обмене и потреблении необходимого для общества продукта вносят существенные изменения в систему управления микроэкономикой и ее функции, в частности финансово-экономического контроля.

Рыночная экономика ставит перед предпринимателями, независимо от форм собственности и хозяйствования, такие вопросы: какую продукцию необходимо выпускать и в каком количестве, чтобы иметь наибольшую прибыль; насколько эта продукция будет конкурентоспособной на рынке по качеству и себестоимости; каков жизненный цикл произведенного товара; какой товар выгоднее реализовать на внутреннем или зарубежном рынке? Ответ на эти и другие вопросы собственникам капитала, который они вложили в предпринимательскую деятельность, в частности, дает независимый аудиторский контроль.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Страхование имущества
В бухгалтерском учете расходы на страхование относят к расходам по обычным видам деятельности и признают прочими (п. 11 ПБУ 10/99). Предварительно стоимость страховки учитывают на счете 97 в соста ...

Аренда основных средств
Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Но многие, особенно вновь созд ...

Аудиторские выборки для проверок операций
Как только аудитор решил, какие процедуры выбрать и когда их следует выполнять, необходимо определить количество единиц в выборке и какие единицы следует выбрать. В этой главе рассштриваются приня ...