Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
Общая теория аудита / Финансово-хозяйственный контроль / Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
Страница 1

Переход Украины к рыночным отношениям возможен при условии демонополизации, разгосударствления и приватизации экономики. Монополизация средств производства в руках государства привела к гипертрофированному централизму в управлении экономикой. Государство единолично решало вопросы структуры народного хозяйства, инвестиционной, финансовой и налоговой политики. Это способствовало воспитанию покорного, равнодушного к результатам своего труда работника. Заработная плата начислялась не по конечным результатам выполненной работы, а «выводилась» по субъективной оценке руководителя — по своему усмотрению. Вследствие этого утрачивалась мотивация к труду работников на предприятии, которое им не принадлежало.

Финансово-хозяйственный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством был средством закрепления власти господствующей верхушки и обслуживания ее интересов. Контроль использовался как орудие утверждения однопартийной власти над бесправным тружеником. В процессе контрольных процедур, ревизий деятельности предприятий функции контроля сводились к проверке того, как администрация выполняет указания высшего руководства, независимо от соответствия их действующему законодательству.

Планы производства и реализации продукции (работ, услуг) для предприятий устанавливались высшим органом в звене управления. Значительная часть предприятий выпускала продукцию невысокого качества по устаревшей технологии, однако по плановому распределению эта продукция реализовывалась через торговую сеть или в порядке кооперации использовалась другими предприятиями для комплектации низкого качества машин, оборудования, производства продукции народного потребления. Убытки предприятий от бесхозяйственности, низкого научно-технического уровня производства покрывались из государственного бюджета. Функция финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями предоставленных государством средств уставного фонда (основного и оборотного капитала). Отсюда предприятия не всегда стремились к развитию научно-технического уровня технологии производства продукции (работ, услуг), поиска рынка сбыта неконкурентоспособной продукции. Экономическая категория «прибыль» считалась атрибутом загнивающей капиталистической экономики.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников. Рынок побуждает к рациональному хозяйствованию, совершенному ведению учета и финансово-хозяйственному контролю расходов и прибылей. При этом хозяйствующий субъект должен принимать эффективные меры относительно производства и реализации продукции по данным учета и контроля, службы менеджмента и маркетинга. Опыт показывает, что такие меры не отрицают прямого централизованного влияния собственника капитала. Вредно не централизованное управленческое реагирование на предпринимательскую деятельность, а превышение его меры, отрыв указаний и рекомендаций центральных структур управления микроэкономикой от экономической заинтересованности хозяйствующего субъекта. Контроль должен своевременно выявлять качество управленческих решений еще до возникновения потерь, поскольку превышение расходов производства или отставание в обновлении продукции приводит к потерям рынка ее сбыта в пользу конкурентов. Отсюда неминуемое падение прибылей, неплатежеспособность, неконкурентоспособность — банкротство.

Рыночная экономика — это сфера проявления и воспроизведения отношений товарного производства. Поскольку рыночное хозяйство полностью обусловливается наличием и функционированием товарного производства, то функция финансово-хозяйственного контроля является определяющей в товарно-денежных отношениях в предпринимательской деятельности. Рыночная экономика является овеществлением товарно-денежных отношений как активной формы развития производительных сил.

Формирование рыночных отношений в микроэкономике, возникновение разных форм собственности в производстве, обмене и потреблении необходимого для общества продукта вносят существенные изменения в систему управления микроэкономикой и ее функции, в частности финансово-экономического контроля.

Рыночная экономика ставит перед предпринимателями, независимо от форм собственности и хозяйствования, такие вопросы: какую продукцию необходимо выпускать и в каком количестве, чтобы иметь наибольшую прибыль; насколько эта продукция будет конкурентоспособной на рынке по качеству и себестоимости; каков жизненный цикл произведенного товара; какой товар выгоднее реализовать на внутреннем или зарубежном рынке? Ответ на эти и другие вопросы собственникам капитала, который они вложили в предпринимательскую деятельность, в частности, дает независимый аудиторский контроль.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики, а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает, каким образом стадия планир ...

16.1. Как оценить акции и доли, полученные учредителями новых фирм?
Прежде всего напомним, что при реорганизации у учредителей налогооблагаемой прибыли не возникает. Такое правило прописано в пункте 3 статьи 277 Налогового кодекса РФ. В пункте 3 статьи 251 Налогов ...

Профессиональная этика
"Кодекс профессиональной этики" AJCPA и требование независимости, содержащееся в SEC, оказывают большое воздействие на деятельность аудиторов. В настоящей главе мы объясним, почему необх ...