Первый способ нормирования процентов
Аудит и расходы фирмы / Внереализационные расходы / Первый способ нормирования процентов
Страница 1

Первый способ предполагает, что проценты по кредиту учитываются при налогообложении прибыли в пределах среднего уровня процентов. Чтобы узнать сумму процентов, которая уменьшает облагаемую прибыль, нужно сначала определить, есть ли у вас сопоставимые займы или кредиты.

Долговые обязательства можно считать сопоставимыми, если они получены:

– в одной и той же валюте (в рублях или в какой-нибудь иностранной валюте);

– на одинаковый срок;

– в сопоставимых объемах;

– под аналогичное обеспечение (например, залог одинаковых ценностей или банковскую гарантию).

Причем эти условия должны выполняться одновременно.

Специалисты Минфина России в письме от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/1/479, что сопоставимость обязательств по последним трем критериям (одинаковый срок, объемы и обеспечение) каждая фирма вправе определить для себя самостоятельно, закрепив в учетной политике для целей налогообложения. При этом компания должна исходить из «принципа существенности и обычаев делового оборота». Другими словами, в учетной политике можно записать, например, что «исходя из принципа существенности, кредиты, скажем, на сумму от 50 000 до 100 000 евро считаются полученными в сопоставимых объемах». Или «исходя из обычаев делового оборота, займы под залог товаров и материалов считаются полученными под аналогичное обеспечение». Правда, тут же чиновники оговорились, что если долговые обязательства соответствуют всем перечисленным критериям, но получены от разных категорий кредиторов (например, один – от фирмы, другой – от предпринимателя), то они считаются несопоставимыми.

Определив сопоставимые долговые обязательства, нужно рассчитать средний уровень процентов по ним.

ПРИМЕР

В январе 2007 года организация получила два займа на покупку товаров сроком на 12 месяцев от разных организаций:

– первый – на сумму 520 000 руб. под 18 процентов годовых;

– второй – на сумму 400 000 руб. под 20 процентов годовых.

Итак, оба кредита выданы фирме:

– одинаковыми кредиторами (банками);

– в одной и той же валюте (рубли);

– в сопоставимых объемах;

– на одинаковый срок (12 мес.);

– под аналогичное обеспечение (залог недвижимости).

Значит, их можно признать сопоставимыми. Поэтому бухгалтер организации может рассчитать средний уровень процентов по ним, который составит:

(520 000 руб. x 18 %) + (400 000 руб. x 20 %): (520 000 руб. + + 400 000 руб.) = 18,87%

Рассчитанный средний уровень увеличивают на 20 процентов (в 1,2 раза). Полученный результат сравнивают с фактической ставкой, по которой фирма платит проценты кредитору. Если фактическая ставка выше рассчитанного показателя, то при налогообложении прибыли используют среднюю ставку, увеличенную на 20 процентов.

Если проценты не превышают средний уровень, увеличенный в 1,2 раза, то в состав расходов, учитываемых при налогообложении, их включают в полной сумме.

ПРИМЕР

Организация получила три кредита от разных банков:

– первый кредит – на сумму 400 000 руб. под 26 процентов годовых;

– второй кредит – на сумму 360 000 руб. под 18 процентов годовых;

– третий кредит – на сумму 450 000 руб. под 19 процентов годовых.

Все кредиты сопоставимы. Средний уровень процентов по ним таков:

(400 000 руб. x 26 %) + (360 000 руб. x 18 %) + (450 000 руб. x 19 %):: (400 000 руб. + 360 000 руб. + 450 000 руб.) = 21,02%

Средний уровень процентов, увеличенный в 1,2 раза, равен:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием, которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы (дене ...

Общий обзор аудита
В этой главе представлена информация общего характера о сущности аудита и важнейших факторах, оказывающих влияние на аудиторскую деятельность. В первой части главы аудит обсуждается в широком смыс ...

Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики, а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает, каким образом стадия планир ...