Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
Общая теория аудита / Финансовый контроль и аудит в банках / Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
Страница 1

Банковская система

в Украине состоит из Национального банка Украины, государственных и частных коммерческих банков. В частности, к государственным коммерческим банкам относятся Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) и Сберегательный банк (Сбербанк). Основную часть банковской системы составляют акционерные коммерческие банки (АКБ «Украина», АКБ «Надра», АК «Проминвестбанк» и др.), которые осуществляют деятельность согласно лицензиям, выданным Национальным банком Украины, в соответствии с законодательством о банках и банковской системе. Коммерческие банки имеют свои филиалы и представительства как на территории Украины, так и за ее пределами, созданные по согласию регионального управления Нацбанка Украины. Необходимым условием для их открытия является полная уплата заявленного уставного фонда банка. Филиалы и представительства банка не являются юридическими лицами. Свою деятельность эти подразделения осуществляют в соответствии с порядком, предусмотренным уставом банка.

Региональные управления Нацбанка среди других необходимых документов для регистрации филиала банка требуют сведения о профессиональной пригодности руководителя филиала, а нередко и заключения аудита о финансовом состоянии банка.

Уставами акционерных коммерческих банков предусмотрено создание правления банка и контрольно-ревизионной комиссии из числа акционеров банка. Права и обязанности контрольно-ревизионной комиссии определены уставом банка, принятым собранием акционеров. Комиссия работает, как правило, на общественных началах. Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет работу в соответствии с составленным ею планом, которым предусматривается проведение комплексной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности банка не реже одного раза в год, после составления годовой отчетности бухгалтерией банка. Акт комплексной ревизии представляется вместе с годовым отчетом комиссии на рассмотрение и утверждение общим собранием акционеров. В зависимости от того, насколько полно и объективно в акте комплексной ревизии освещена деятельность банка за отчетный год, общее собрание может утвердить отчет контрольно-ревизионной комиссии или отправить на дальнейшую доработку, а также на повторную ревизию в новом составе членов комиссии или поручает провести контроль независимым аудиторам.

Согласно действующему законодательству финансовый контроль в банковской системе организован следующим образом. Национальный банк Украины контролирует Верховная Рада Украины через Расчетную палату. Деятельность коммерческих и частных банков контролирует Нацбанк Украины путем проведения контрольных тематических проверок. Следовательно, комплексную ревизию финансовой деятельности акционерных коммерческих банков проводят только контрольно-ревизионные комиссии на общественных началах, избранные собранием акционеров.

Законодательством предусмотрено проведение ежегодного обязательного аудита финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих банков. Обязательный аудит ограничивается подтверждением баланса и финансовой отчетности за отчетный год. Заказчиком аудита является сам банк, он же оплачивает стоимость аудиторских услуг. В отдельных случаях руководство банка обращается к услугам аудитора при проведении эмиссии ценных бумаг, анализе финансового состояния клиента и др.

Опыт показывает, что существующая система финансового контроля деятельности коммерческих банков несовершенна. Общественные контрольно-ревизионные комиссии, созданные собранием акционеров, состоят, как правило, из недостаточно компетентных лиц в отрасли финансового контроля, поэтому не выявляют своевременного рискованного финансового состояния банка. Вследствие этого Нацбанком Украины своевременно не ликвидируется лицензия на право деятельности. Коммерческие банки нередко обращаются в арбитражный суд с просьбой объявить о своем банкротстве после того, как имущество банка расхищено, а предоставленные юридическим и физическим лицам кредиты без соответствующего имущественного и финансового залога являются безнадежными долгами. Нередко отдельные банки прибегают к лжебанкротству, что причиняет значительный ущерб физическим и юридическим лицам, которые являются акционерами банка, а также внесли деньги в депозит, купили ценные бумаги. Целесообразно было бы предусмотреть законодательством проведение комплексных ревизий финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих банков Нацбанком Украины, который бы своевременно принимал меры по предупреждению банкротства банков и злоупотреблений по присвоению средств населения.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Основные средства предприятия
...

Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием, которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы (дене ...

Аудиторские выборки для проверок операций
Как только аудитор решил, какие процедуры выбрать и когда их следует выполнять, необходимо определить количество единиц в выборке и какие единицы следует выбрать. В этой главе рассштриваются приня ...