Аудиторская проверка состояния учета
Общая теория аудита / Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля / Аудиторская проверка состояния учета
Страница 1

Проверка аудитором состояния бухгалтерского, внутрихозяйственного (управленческого) и статистического учета субъектов предпринимательской деятельности предусмотрена Законом Украины «Об аудиторской деятельности». К ним относятся коммерческие банки, фонды, биржи, компании, общества и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций бюджетных и небольших по объему субъектов хозяйствования, определенных законодательством. Кроме того, аудит проверяет деятельность холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников, эмитентов ценных бумаг, государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях форм собственности, при поднятии вопроса об определении неплатежеспособности или банкротства.

Аудитор прежде всего контролирует отражение в учете капитала, используемого на предприятии.

В условиях многоукладной экономики в составе собственного капитала субъекта предпринимательства в учете выделяются уставный, дополнительный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль и другие резервы.

В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительских документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) предприятия.

Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитывается и отражается в отчетности отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного капитала в учете отражают уставный фонд, сформированный в соответствии с законодательством.

Средства от дооценки внеоборотных активов предприятия, которая осуществляется в соответствии с правовыми актами, безоплатно полученные ценности и другие аналогичные средства отражают в учете и отчетности как дополнительный капитал.

Созданный в соответствии с законодательством резервный капитал для покрытия непроизводительных расходов и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели отражается в учете и отчетности отдельно.

Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими субъектами хозяйствования и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением суммы резервов на финансовые результаты предприятия.

Сомнительными долгами признаются дебиторская задолженность субъекта, не погашенная в сроки, установленные договорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основании результатов проведенной в конце года инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом образования резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован в любой части, то неизрасходованные суммы прибавляются к прибыли соответствующего года.

С целью равномерного включения последующих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать резервы: для оплаты отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; для ремонта основных средств; для производственных затрат на подготовительные работы в связи с сезонным характером производства; для последующих затрат на ремонт предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством и нормативными актами.

Необходимость аудиторской проверки обусловливается тем, что наиболее достоверным источником информации о хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерского учета и отчетности, по которым вычисляют платежи в государственный и местные бюджеты. Прежде всего проверяется применение в учете хозяйственных операций типовой первичной документации, утвержденной в установленном порядке Госкомстатом Украины, а также министерствами и ведомствами, правильность оформления этой документации и своевременность ее представления в бухгалтерию предприятия. Проверяется организация обработки первичной документации в бухгалтерии предприятия, соблюдение методических указаний Министерства финансов Украины, Госкомстата Украины и других органов по отражению хозяйственных операций и процессов на счетах бухгалтерского учета и отчетности. В частности, это касается Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином Украины. Устанавливается достоверность отчетности, представляемой в разные органы хозяйственного и государственного управления, а также сроки ее составления. Особой проверке подлежит использование данных учета и отчетности в маркетинге, управлении предприятием.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Электроснабжение отрасли
Создание энергосистем и объединение их между собой на огромных территориях стало основным направлением развития электроэнергетики мира в 20 веке. Это обусловлено отличительной особенностью отрасли, ...

Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием, которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы (дене ...

Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...