Аудиторская проверка состояния учета
Общая теория аудита / Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля / Аудиторская проверка состояния учета
Страница 2

Основными нормативными документами, которые используются при выполнении функций управления предприятием, предусмотрены экспертизы качества учета и отчетности, служебного расследования действий работников учета и внутреннего контроля (аудита) в процессе выполнения возложенных на них обязанностей; применение расчетно-аналитических методических приемов в установлении достоверности плановых и фактических показателей, отраженных в учете и отчетности, определение материального ущерба; применение документальных методических приемов в проверке качества учета, отчетности и внутреннего контроля при конкретизации недостатков, в установлении лиц, ответственных за выявленные недостатки.

Методические приемы обобщения и реализации результатов аудита применяются для комплексной оценки организации и методологии бухгалтерского учета на предприятии, его достоверности, взаимосоответствия аналитического и синтетического учета, Главной книги, баланса и другой отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, аудит на этой стадии устанавливает, тождественны ли показатели статистического, внутрихозяйственного (управленческого) и бухгалтерского учета между собой, выполняются ли законодательные и нормативные акты при ведении учета и составлении отчетности и их достоверность для вычисления налогов, распределения прибыли, удовлетворения требований учредителей, акционеров, контрагентов и других участников предпринимательской деятельности.

Практика показывает, что нередко графики документооборота нарушаются на предприятиях. Это приводит к тому, что не всегда своевременно проверяются данные складского учета товаров и материалов с бухгалтерским учетом, а выявленные расхождения устраняются с опозданием, т.е. учет не способствует сохранности ценностей и рациональному их использованию.

Первичные документы следует составлять в момент осуществления хозяйственных операций, а когда это невозможно — непосредственно после их окончания. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, представленных в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы. Ответственность за правильность ведения регистров бухгалтерского учета несут лица, составившие и подписавшие их.

Согласно Положению об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность хранятся в соответствии с установленным порядком работы архивных учреждений. Ответственность за их сохранность и своевременную передачу в архив несет главный бухгалтер.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, учреждения. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, причастными к учету, правомерных требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов. Работники учета должны контролировать поступившую документацию как относительно законности операций, так и по форме (правильность заполнения реквизитов, наличие соответствующих подписей, обозначение единиц, количества и др.), а также правильность арифметических подсчетов. Важной задачей аудита является установление того, как работники учета выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению контроля за достоверностью представленных документов и своевременностью их обработки.

Достоверность первичных документов устанавливается разными приемами контроля (по форме и содержанию, встречной проверкой документов, взаимным контролем операций, аналитической и логической проверкой).

Аудитор проверяет, насколько целесообразно применять ту или иную форму организации учета (централизованную, децентрализованную), соответствует ли она конкретным условиям работы предприятия.

Большое значение в организации учета имеют выбор и применение форм бухгалтерского учета. Поэтому аудитор должен сделать заключения относительно формы бухгалтерского учета, которая применяется на предприятии. При оценке состояния бухгалтерского учета проверяется, как на предприятии соблюдается единый план счетов бухгалтерского учета. Неправильная корреспонденция счетов бухгалтерского учета приводит к запутыванию учета, искажению результатов хозяйственной деятельности, не обеспечивает надлежащего контроля за сохранностью материальных и денежных ценностей.

Аудитор проверяет, как на предприятии внедряются прогрессивные методы и формы учета, научная организация учета, машиноориентированные, журнально-ордерная формы учета, нормативный метод учета затрат на производство, оперативно-бухгалтерский метод учета материалов и ЭВМ.

Особое внимание аудитор уделяет проверке взаимосвязи показателей хозяйственной деятельности в разных видах учета. Важно, чтобы показатели разных видов учета дополняли друг друга и взаимно контролировались, исключая дублирование показателей деятельности предприятия.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Завершение проверок в цикле реализации и получения выручки - дебиторская задолженность
В главе 13 идет речь об аналитических процедурах и тестах элементов балансов для счетов в цикле реализации и получения выручки, о взаимосвязи этих тестов с оценкой риска контроля и проверками опер ...

Прочие договоры, услуги и заключения
Наряду с ситуацией аудита завершенной финансовой отчетности, составленной в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами, аудиторские фирмы, как правило, сталкиваются и с ситуациями, тре ...

Профессиональная этика
"Кодекс профессиональной этики" AJCPA и требование независимости, содержащееся в SEC, оказывают большое воздействие на деятельность аудиторов. В настоящей главе мы объясним, почему необх ...