Классификация видов аудита
Аудит международных стандартов / Сущность контроля и аудита / Классификация видов аудита

В заключение данной темы приведем наиболее часто встречающиеся в литературе классификации видов аудита. ?

1. По субъекту осуществления проверки: *" внешний аудит - осуществляется сторонними аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами;

внутренний аудит - образуется посредством создания специального органа внутри самой организации как самостоятельного структурного подразделения (как правило, подчиняется непосредственно руководителю организации - президенту, генеральному директору, т.е. исполнительному руководству, или собственникам -собранию акционеров в акционерном обществе, собранию участников в обществе с ограниченной ответственностью и т.д.).

Основные различия между внешним и внутренним аудитом приведены в табл. 3.

Таблица 3

Основные различия между внешним и внутренним аудитом 2. Исходя из требования обязательной периодической проверки:2. Исходя из требования обязательной периодической проверки:

2. Исходя из требования обязательной периодической проверки:

обязательный (случаи определены Законом «Об аудиторской деятельности»);

инициативный (в иных случаях - по соглашению сторон, инициативе одного или нескольких учредителей, собственников предприятия).

3. По типу аудируемого лица:

общий аудит;

аудит банков и иных кредитных организаций;

аудит страховых компаний;

аудит бирж, инвестиционных и государственных внебюджетных фондов.

В международной практике распространена также еще одна классификация видов аудиторской деятельности, при которой различают операционный аудит, аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности. ,

А. Операционный аудит - это проверка любой части функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее эффективности. По завершении проверки менеджерам выдаются рекомендации по устранению нарушений и совершенствованию конкретных операций (отсюда и название). К данному аудиту относят, например, экологический аудит, аудит финансовой системы предприятия, аудит маркетинговой политики, стратегический и инвестиционный аудит, аудит основного производства и т.д. (применительно к конкретным операциям). В отечественной практике он ориентирован на задачи, решаемые внутренним аудитом либо специальными консалтинговыми фирмами.

Б. Аудит на соответствие имеет целью определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе нормативные документы, регламенты и правила, установленные вышестоящим руководством или собственником организации; при этом, прежде всего, проверяется соблюдение внутренних положений, должностных инструкций, квалификационных требований. Примером аудита на соответствие является налоговый аудит (в нашей стране - инспекционная налоговая проверка). По сути, аудит на соответствие -это разновидность ревизии.

Смотрите также

Аудит денежных средств
Аудит денежных оборотов и остатков - это последняя область аудита, которую мы изучаем. Вполне очевидно, что свидетельства, необходимые для аудита денежных средств, во многом определяются результат ...

16.1. Как оценить акции и доли, полученные учредителями новых фирм?
Прежде всего напомним, что при реорганизации у учредителей налогооблагаемой прибыли не возникает. Такое правило прописано в пункте 3 статьи 277 Налогового кодекса РФ. В пункте 3 статьи 251 Налогов ...

Профессиональная этика
"Кодекс профессиональной этики" AJCPA и требование независимости, содержащееся в SEC, оказывают большое воздействие на деятельность аудиторов. В настоящей главе мы объясним, почему необх ...