Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
Общая теория аудита / Экономический контроль, его сущность и функции в обществе / Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
Страница 2

Следовательно, контроль как форма государственно-властного влияния на подконтрольные объекты, с одной стороны, и как форма демократического руководства — с другой, является составной частью политического режима, важным средством совершенствования социального управления в целом.

Контроль как функция народной демократии, средство самоуправления народа осуществляется самим народом и для народа. В качестве одной из форм осуществления власти в правовом демократическом государстве правомерно рассматривать контроль как функцию народной демократии, самоуправления народа, имеющую двуединую природу.

Как специфическая объективно необходимая функция государства контроль распределяется между разными частями экономической системы в соответствии с их местом в этой системе и с учетом особенностей сфер общественной жизни, в которых она осуществляется. На современном этапе стратегическая линия развития политической системы общества состоит в усовершенствовании демократии, в более полном осуществлении самоуправления народа на основании активного и действенного влияния трудящихся на решение вопросов государственной и общественной жизни. Сущность государственной власти в Украине состоит в том, что управленческие функции осуществляются там, где это возможно, непосредственно при активном участии трудящихся.

Функции контроля правового государства с рыночной экономикой включают в себя содействие деятельности предпринимателей (предприятий, объединений, концернов, кооперативов, акционерных обществ и др.) в процессах, выполняемых ими, с помощью экономических стимулов. К ним принадлежат льготное государственное кредитование производства продукции народного потребления, налоговая система и т. п. Экономический контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с разными формами собственности. При этом объединяются государственный контроль (в лице налоговых инспекций) и внутренний контроль владельцев (предпринимателей), заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов, заданий с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Контроль выполнения этих заданий дает возможность определить их научную обоснованность, прогрессивность, напряженность, обеспеченность ресурсами, т.е. качество управленческих решений, принимаемых владельцами (предпринимателями).

Контроль помогает государству защищать интересы потребителей, проверять качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на рынке.

Рациональное хозяйствование невозможно без применения системы экономических мер по соблюдению законодательства в сфере хозяйственной политики, т.е. без систематического и действенного контроля со стороны государства за производством, распределением и потреблением общественного продукта и использованием общественного труда, как живого, так и овеществленного.

Следовательно, контроль — это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Устанавливая причины и виновников отклонений, контроль помогает устранить негативные явления и не допустить их в будущем. Контроль как функция управления — это средство обратной связи между объектом и системой управления, он информирует о действительном состоянии управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения. Развитие контроля в экономических системах управления подчинено производительным силам и производственным отношениям.

Повышение эффективности производства, демонополизация его в условиях рыночной экономики, совершенствование распределения, обмена и потребления невозможны без полного контроля за использованием товарно-денежных отношений в соответствии с их новым содержанием. Следует усилить финансовый контроль за количеством и качеством работы, применять весь арсенал экономических рычагов и стимулов. Контроль — это основа правового государства.

Верховная Рада Украины является постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти на территории Украины. Он осуществляет законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовыми системами, налогообложением, охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, порядком реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, а также контролирует ход выполнения программ экономического и социального развития Украины, предоставление государственных займов, государственный бюджет, получение иностранных инвестиций, международных валютных кредитов и их использование и т. п.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Расходы обслуживающих производств
В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ обслуживающими производствами считаются подсобные хозяйства и коммунальные объекты, числящиеся на балансе предприятия: гостиницы для размещени ...

Представительские расходы
Представительские расходы – это затраты организации, связанные с ее коммерческой деятельностью, по приему и обслуживанию представителей других организаций и учреждений (включая иностранных), прибы ...

Типы свидетельств и документов
Настоящая глава начинается с описания четырех основных решений, которые необходимо принимать относительно аудиторских свидетельств, а также анализом такого понятия, как достаточность достоверных с ...