Ответственность перед клиентами - конфиденциальность
Теория Аудита от Д. Лоббека / Профессиональная этика / Ответственность перед клиентами - конфиденциальность
Страница 1

Правило 301. Конфиденциальная информация клиентов. Член AICPA не должен без разрешения клиента раскрывать какую-либо конфиденциальную информацию, полученную во время выполнения им профессионалъного задания.

Это правило не следует применять, для того чтобы: 1) освободить аудитора от его обязанностей, вытекающих из правил 202 и 203, 2) оказывать какое-либо влияние на его действия, обусловленные требованиями повесток или вызовов в суд, 3) воспрепятствовать оценке профессиональной деятельности аудитора в рамках добровольной проверки качества его работы лицами, уполномоченными на то AICPA или 4) мешать аудитору отвечать на любые вопросы, возникающие к нему у Комитета по этике, Испытательного совета AICPA или же у обладающих соответствующими полномочиями следственных либо дисциплинарных советов профессиональной организации штата или в соответствии с законом.

Сотрудники Комитета по этике и Испытательного совета AICPA, а также лица, уполномоченные AICPA на исследования профессиональной деятельности, не должны раскрывать никакой конфиденциальной информации, имеющей отношение к клиенту, которая стала им известна от членов AICPA во время дисциплинарных разбирательств или каким-либо другим путем при выполнении ими служебных обязанностей. Тем не менее, этот запрет не ограничивает обмен информацией с вышеупомянутыми следственными или дисциплинарными органами.

ПОТРЕБНОСТЬ В КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. В ходе аудита аудиторы получают большое количество конфиденциальной информации, включая информацию о размере заработной платы служащих, планах рекламы и цен на продукцию, ее себестоимости. Если бы аудиторы разглашали эту информацию посторонним или служащим компании, которым закрыт доступ к подобной информации, это могло бы привести к серьезному обострению отношений между аудитором и администрацией компании. В крайних же случаях это могло бы нанести вред клиенту. Более того, наличие доступа к рабочим бумагам аудитора дает возможность служащим компании-клиента искажать информацию, содержащуюся в этих бумагах. Поэтому надо всегда заботиться о защите рабочих документов.

Обычно аудитор может предоставлять свои рабочие бумаги посторонним только после непосредственного разрешения клиента. Так следует поступать даже в тех случаях, когда присяжный бухгалтер нанимается в другую аудиторскую фирму или хочет позволить аудитору, который будет работать после него, ознакомиться с рабочими бумагами, подготовленными у его бывшего клиента. Однако разрешение от клиента не требуется, если запрос на рабочие документы поступил из суда или если их используют как часть программы исследования качества работы других аудиторских фирм. Если на такие бумаги поступает запрос из суда, то следует незамедлительно поставить об этом в известность клиента, поскольку и он и его адвокат могут оспаривать в судебном порядке законность подобного запроса.

ЧЕТЫРЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТРЕБОВАНИЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. Как указано во втором абзаце правила 301, существует четыре исключения из требований конфиденциальности. Все четыре исключения касаются видов ответственности, которые более важны, чем сохранение конфиденциальных отношений с клиентом.

Обязанности, связанные с техническими стандартами. Представим себе, что через три месяца после даты аудиторского заключения без оговорок аудитор обнаруживает, что в финансовой отчетности есть существенные неточности. В разговоре с аудитором главный служащий компании может согласиться с ним, что финансовая отчетность не отражает реального состояния дел, но, по его мнению, требование конфиденциальности не позволяет аудитору поставить кого-либо в известность об этом. Этот пример похож на случай судебного разбирательства с участием "Йейл Экспресс". Расхождения в мнениях в этом процессе с "Йейл Экспресс" касались Аи 561, где идет речь об обязанностях аудитора, если вновь обнаруживающиеся обстоятельства указывают на то, что было составлено неточное аудиторское заключение. (О положениях Аи 561 речь идет в гл. 17.) Кроме того, было выпущено разъяснение 301-1, гласящее, что ответственность аудитора за точное выполнение стандартов аудита важнее требования конфиденциальности. (Иными словами, в рассматриваемом случае необходимо составить новое исправленное заключение.) Отметим, впрочем, что подобные конфликты достаточно редки.

Повестка или вызов в суд. С юридической точки зрения информация называется закрытой в том случае, когда в судебном порядке нельзя заставить лицо раскрыть эту информацию, даже если имеется соответствующая повестка. Информация, сообщенная клиентом адвокату или же пациентом своему врачу, является закрытой. Информация, полученная аудитором от клиента, закрытой не является. Поэтому требуется исключение 2 из правила 301, чтобы привести действия аудиторских фирм в соответствие с законом.

Потребность в закрытии информации, которой обмениваются аудиторы и их клиенты, является темой продолжительных споров и разногласий между присяжными бухгалтерами, адвокатами и законодателями. Бальшинство присяжных бухгалтеров и деловых людей, вступающих в процессе работы в контакты с присяжными бухгалтерами, поддерживает законодательные акты, защищающие "закрытость" информации. Судя по всему, такое законодательство навряд ли будет принято.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Амортизация основных фондов
Основные фонды в процессе производства изнашиваются. Принято различать два вида износа: физический (материальный) и моральный (экономический). Амортизация – это процесс перенесения ст ...

Износ основных средств и амортизационная политика
...

Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием, которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы (дене ...