Расходы на оплату труда
Аудит и расходы фирмы / Расходы на оплату труда

Согласно статье 255 Налогового кодекса РФ расходы на оплату труда – это любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. А также премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Заработная плата учитывается в расходах при расчете налога на прибыль. Однако ряд ограничений предусмотрен и статьей 270 Налогового кодекса РФ. В частности, согласно пункту 24 статьи 270 Налогового кодекса РФ не учитывается в целях налогообложения оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей. В то же время в соответствии с пунктом 25 статьи 270 Налогового кодекса РФ в расходы при расчете налога на прибыль включаются затраты на бесплатное или льготное питание в случае, если это предусмотрено трудовыми договорами (контрактами). А согласно пункту 26 статьи 270 Налогового кодекса уменьшение налогооблагаемой прибыли на оплату проезда работников организации к месту работы и обратно производится в случае, если это предусмотрено трудовыми договорами (контрактами).

Кроме того, к подобным расходам относят суммы, выплаченные работникам, которые не состоят в штате организации и выполняют работы по гражданско-правовым договорам. Однако речь идет только о тех работниках, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Что же касается последних, то затраты на оплату их труда следует учитывать в составе прочих производственных расходов. Соответствующая норма закреплена в пункте 41 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Также в затраты на оплату труда включаются расходы по договорам обязательного и добровольного страхования работников (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Размер платежей по указанным видам добровольного страхования для целей налогообложения прибыли нормируется.

Затраты на оплату труда в бухгалтерском учете признаются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Зарплата, отпускные, компенсации начисляются проводкой по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26, 44) и по кредиту счета расчетов по оплате труда (70). Обратите внимание: в отличие от налогового учета в бухгалтерском никаких ограничений не установлено. Следовательно, возникают разницы при формировании бухгалтерской прибыли.

    Смотрите также

    Аудит денежных средств
    Аудит денежных оборотов и остатков - это последняя область аудита, которую мы изучаем. Вполне очевидно, что свидетельства, необходимые для аудита денежных средств, во многом определяются результат ...

    Завершение аудита
    После того как аудитор завершит тесты в конкретных областях аудита, необходимо свести воедино полученные результаты и провести дополнительное тестирование более общего характера. В этом состоит че ...

    Выборочное исследование для проверок статей баланса
    Основная тема этой главы - определение объема выборки, отбор единиц выборки и получение выводов при проверке статей балансов. Обсуждаются и статистические, и нестатистические методы, но акцент дел ...