Расходы на оплату труда
Аудит и расходы фирмы / Расходы на оплату труда

Согласно статье 255 Налогового кодекса РФ расходы на оплату труда – это любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. А также премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Заработная плата учитывается в расходах при расчете налога на прибыль. Однако ряд ограничений предусмотрен и статьей 270 Налогового кодекса РФ. В частности, согласно пункту 24 статьи 270 Налогового кодекса РФ не учитывается в целях налогообложения оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей. В то же время в соответствии с пунктом 25 статьи 270 Налогового кодекса РФ в расходы при расчете налога на прибыль включаются затраты на бесплатное или льготное питание в случае, если это предусмотрено трудовыми договорами (контрактами). А согласно пункту 26 статьи 270 Налогового кодекса уменьшение налогооблагаемой прибыли на оплату проезда работников организации к месту работы и обратно производится в случае, если это предусмотрено трудовыми договорами (контрактами).

Кроме того, к подобным расходам относят суммы, выплаченные работникам, которые не состоят в штате организации и выполняют работы по гражданско-правовым договорам. Однако речь идет только о тех работниках, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Что же касается последних, то затраты на оплату их труда следует учитывать в составе прочих производственных расходов. Соответствующая норма закреплена в пункте 41 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Также в затраты на оплату труда включаются расходы по договорам обязательного и добровольного страхования работников (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Размер платежей по указанным видам добровольного страхования для целей налогообложения прибыли нормируется.

Затраты на оплату труда в бухгалтерском учете признаются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Зарплата, отпускные, компенсации начисляются проводкой по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26, 44) и по кредиту счета расчетов по оплате труда (70). Обратите внимание: в отличие от налогового учета в бухгалтерском никаких ограничений не установлено. Следовательно, возникают разницы при формировании бухгалтерской прибыли.

    Смотрите также

    Расходы обособленных подразделений
    Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...

    Учёт амортизации основных средств в бухгалтерском учёте
    Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация - это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся в постепенном перен ...

    Завершение проверок в цикле реализации и получения выручки - дебиторская задолженность
    В главе 13 идет речь об аналитических процедурах и тестах элементов балансов для счетов в цикле реализации и получения выручки, о взаимосвязи этих тестов с оценкой риска контроля и проверками опер ...