Аудит рисков в бизнесе и их классификация
Общая теория аудита / Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация / Аудит рисков в бизнесе и их классификация
Страница 2

Риск неэффективности внутреннего контроля оценивается через достоверность того, что клиент, проводя определенную политику контроля и осуществляя соответствующие процедуры, не обнаруживает существенных ошибок в системе учета хозяйственной деятельности. Оценка риска неэффективности внутреннего контроля базируется на изучении его структуры и тщательно рассматривается аудитом во всей системе менеджмента и маркетинга.

Финансовые риски представляют собой образ действий в нестандартной, неопределенной обстановке, связанной с денежно-финансовой сферой. Финансовые риски могут быть усложнены многоступенчатой структурой управления.

Инвестиционные риски возникают вследствие некачественного технико-экономического обоснования проектов; ошибки в расчетах бизнес-плана; роста стоимости проекта из-за инфляции; несоблюдения законодательства об экологии и др.

Инвестиционный проект может быть оценен набором вариантов получения разных уровней прибыли от его осуществления. Инвестиционный риск исчисляется математическим методом стандартного отклонения.

Риск неэффективности системы учета бизнесовой деятельности оценивается аудитом через вероятность появления существенных ошибок при учете операций клиентом, характеризует бизнес клиента, основные типы хозяйственных операций, правильность и своевременность отражения их в бухгалтерском учете. Вероятность появления ошибок в учете зависит от того, насколько бухгалтеры понимают свою роль в бизнесе и учетную политику самой компании.

С концепцией риска неэффективности учета тесно связана концепция относительного риска, касающегося условий, при которых увеличивается или уменьшается эффективность учета. Для оценки риска неэффективности учета необходимо определить, какие виды ошибок или искажений могут влиять в той или иной хозяйственной ситуации на отражение их на счетах бухгалтерского учета. Эти ошибки можно свести к определенным группам: записи хозяйственных операций, которые в действительности не производились; хозяйственные операции выполнены, но не отражены на счетах бухгалтерского учета; осуществлены и отражены в учете несанкционированные хозяйственные операции; неточная оценка в учете хозяйственных операций в системе счетов; учет хозяйственных операций не имеет завершенности и оценки; хозяйственные операции отражены в учете не в том периоде, в каком они выполнены.

Задачей аудита является изучение тех мер, которые компания принимает для предупреждения потенциально возможных ошибок в учете, и влияния последних на бизнес.

При этом обращается внимание на компетентность персонала бухгалтерии, распределение обязанностей, контроль доступа к документам и выполнение графиков документооборота, периодичность анализа хозяйственных ситуаций по данным учета.

Риск внутрихозяйственных расчетов возникает в случаях, когда одно предприятие является юридическим лицом, имеет свои филиалы, подразделения, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие хозяйственный расчет и отчетность, входящую в консолидированную отчетность головного предприятия.

Основными причинами, влияющими на искажение консолидированной отчетности и повышение риска внутрихозяйственных расчетов, являются следующие: ошибочное отнесение внутрифирменных расчетов к расчетам с посторонними организациями с последующим начислением прибыли и двойного ее налогообложения; ошибочное отнесение внутрифирменной дебиторской и кредиторской задолженности к внешней, что может привести к искажению финансовой отчетности; при децентрализованной оплате каких-либо видов налогов может возникнуть ситуация, когда налог не будет начислен, что приведет к риску штрафных санкций; при группировании и передаче информации между подразделениями предприятия возникает риск, нередко приводящий к искажению финансовой отчетности и несвоевременному вскрытию негативных явлений в бизнесе и предупреждению их.

Риск неплатежеспособности дебиторов возникает в случаях отгрузки товаров, предоставления услуг или приема к исполнению заказа клиента без предварительной оплаты.

Значимость этого риска прямо пропорциональна стоимости заказа товаров и услуг. Величина риска зависит от того, насколько надежен партнер или клиент, который может быть либо хорошо известным, либо новым. В каждом случае при значительных договорах необходимо для предупреждения риска осуществить аудит финансового состояния по данным баланса и бухгалтерского учета. Если такой аудит выявит неудовлетворительные показатели финансового состояния, то необходимо отказаться от договора или требовать у клиента поручительства от более надежной фирмы. Важнейшей формой такого поручительства является страхование, залог имущества и др. Так, например, вклады физических лиц на депозит коммерческих банков подлежат страхованию, чтобы дать гарантию вкладчикам от риска банкротства банка.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Заключение
Снижение трудоёмкости продукции, роста производительности можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прог ...

Операции с ценными бумагами
В статье 280 Налогового кодекса изложены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Поскольку глава 25 Налогового кодекса не содержит даже примерного перечня расходов, ...

Амортизация основных фондов
Основные фонды в процессе производства изнашиваются. Принято различать два вида износа: физический (материальный) и моральный (экономический). Амортизация – это процесс перенесения ст ...