Аудит рисков в бизнесе и их классификация
Общая теория аудита / Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация / Аудит рисков в бизнесе и их классификация
Страница 1

Риск в бизнесе представляет собой действия субъектов хозяйствования в нестандартной, неопределенной обстановке. Рисковать можно лишь в тех случаях, когда возможен успех и когда положительный результат риска имеет закономерный характер. Рассмотрим характеристику и классификацию рисков в бизнесе (рис. 3.2).

Причины риска

— неопределенность, случайность и противодействие, являющиеся объектами аудита при изучении риска.

Рис. 3.2. Характеристика и классификация рисков в бизнесе

Рис. 3.2. Характеристика и классификация рисков в бизнесе

Неопределенность — результат неизученности, т.е. неполноты, недостаточности знания законов деятельности в сфере бизнеса, что не позволяет эффективно вести хозяйство.

Случайность — невозможность предвидеть то, как будет осуществляться явление в сложившихся условиях.

Противодействие — проявление неопределенности в обеспечении предприятия, предпринимателя ресурсами, нарушение договорных обязательств, несовершенство государственных регуляторов.

Аудит четко разграничивает два типа рисков: оправданный и неоправданный. При оценке рисков в бизнесе необходимо прежде всего определить, имеется ли риск, исследуемый аудитом, является ли он оправданным или неоправданным.

По объективным признакам

риски в бизнесе классифицируют на связанные с размером компании и обусловленные отраслевой принадлежностью.

По субъективным признакам

риски в бизнесе классифицируют на присущие государству в целом; связанные с акционированием и приватизацией имущества; неэффективностью внутреннего контроля; финансовые; инвестиционные; неэффективности учета; внутрихозяйственных расчетов; степени платежеспособности дебиторов; технологические и экологические.

Аудит риска объединяет разные методические процедуры, применяемые в исследовании риска, которые зависят от неуверенности, включая определения, оценку, контроль и управление риском. Иначе говоря, аудит должен выдвигать гипотезу относительно того, что может произойти и что должно произойти в бизнесе при нестандартных обстоятельствах.

Аудит риска помогает своевременно избрать оптимальный вариант во всех сферах бизнеса. Это поможет ему стать наиболее эффективным средством прогнозирования развития микроэкономических объектов, являющихся основой экономики.

Разделив систему на отдельные элементы подсистемы, можно анализировать неопределенность, связанную с каждым из них, а также изучить степень зависимости между риском и элементами объекта, оценивать влияние рисков на объект.

При классификации рисков по объективным признакам необходимо учитывать определенные особенности средних и больших компаний, корпораций.

Компании среднего размера — это территориально обособленные предприятия, доля основных средств которых незначительна в валюте баланса и которые не имеют структурных подразделений и дочерних предприятий.

Компании большие — юридические лица, объединяющие несколько структурных подразделений, филиалов, дочерних предприятий с обособленным имуществом каждой единицы, на самостоятельном балансе на правах оперативного распоряжения. Это преимущественно акционированного типа предприятия. Система налогообложения в больших компаниях может быть централизованной, децентрализованной, частично централизованной в зависимости от принятой налоговой и учетной политики.

Корпорация — это объединение юридических лиц. Принцип корпорации — инвестиционное управление, суть которого состоит во владении правами собственности и стратегическим управлением.

Различают также классификацию рисков по субъективным признакам.

Риски, присущие государству в целом, могут быть связаны с ухудшением социально-политической обстановки: рост инфляции; проблема неплатежей; несоблюдение законности; несовершенное законодательство.

Риски, связанные с акционированием и приватизацией имущества, могут иметь место в связи с отсутствием вступительного баланса; с искажением данных, связанных с формированием уставного фонда; если собственный капитал не соответствует учредительским документам или капитал, полностью уплаченный, не соответствует информации, отраженной в главной книге бухгалтерского учета; с неправильным и неполным ведением реестра акционеров; со сменой формы собственности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Переговоры
Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или тех его сотрудников, которые работают с клиентами. Думаю, никто не будет спорить, что эта способность ...

Заключение
Снижение трудоёмкости продукции, роста производительности можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прог ...

Затраты в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете затраты признаются по правилам, которые прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (далее – ПБУ 10/99). Этот документ утвержден приказом Минфина Росс ...