Типы аудиторских свидетельств
Теория Аудита от Д. Лоббека / Типы свидетельств и документов / Типы аудиторских свидетельств
Страница 2

12"2424 которая включается или должна включаться в финансовую отчетность. Исследуемые аудитором документы - это записи, используемые клиентом для системного учета информации о его хозяйственных операциях. Поскольку каждая хозяйственная операция обычно фиксируется у клиента по крайней мере в одном документе, то в распоряжении аудитора имеется значительный объем такого рода свидетельств. Например, клиент, как правило, сохраняет у себя бланк заказа своего клиента, транспортный документ, дубликат накладной на каждый отпуск товара и т.п. Эти же документы - весьма полезные свидетельства, при помощи которых аудитор может проверить точность учета у клиента объемов реализации и прочих хозяйственных операций. Документация - это форма свидетельств, широко используемая при всех аудитах, ибо аудитор обычно может легко получить доступ к такой информации без особых затрат. Иногда бывает, что документация - это единственный полезный вид свидетельств, имеющийся в распоряжении аудитора.

Документы удобно подразделить на внутренние и внешние. Внутренний! является документ, который был подготовлен и использован в пределах хозяйственной системы и сохраняется там, никогда не выходя за ее пределы к таким посторонним лицам, как клиенты или торговцы. Среди примеров внутренних документов можно упомянуть дубликаты накладных по реализации, документы на отпуск товаров, документы, где отмечается рабочее время служащих или результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей и т.п. Внешним является документ, который бывал в чьих-либо руках за пределами хозяйственной системы клиента. Это постороннее лицо может быть участником учтенной хозяйственной операции. Подобный документ, однако, в каждый данный момент или находится в руках клиента, или доступен для аудитора. В некоторых случаях внешние документы появляются за пределами хозяйственной системы клиента и лишь в конечном итоге оказываются в руках клиента. В качестве примеров подобных внешних документов можно назвать накладные псставщиков, погашенные векселя к выплате и страховые полисы. Другие документы, такие, как погашенные чеки, составляются у клиента, потом уходят к посторонним лицам и в конечном итоге возвращаются к клиенту.

Аудитор принимает документ как надежное свидетельство, прежде всего ориентируясь на то, внутренний он или внешний. Если этот документ внутренний, то главный критерий его надежности - создание этого документа в условиях эффективной системы внутрихозяйственного контроля. Внутренние документы, созданные в условиях слабого внутрихозяйственного контроля, не могут представлять собой надежные свидетельства.

Внешние документы оказываются и у клиента аудитора, и у другой стороны, участвующей в хозяйственной операции. А это до известной степени показывает, что оба участника хозяйственной операции согласны с ин4>ормацией и условиями, содержащимися в документе. Поэтому внешние документы считаются более надежными свидетельствами, чем внутренние.

НАБЛЮДЕНИЯ. Под наблюдениями мы подразумеваем использование органов чувств для оценки определенных действий. В течение всего аудита много возможностей использовать зрение, слух, осязание и обоняние для оценки большого количества самых разнообразных объектов и действий. Например, аудитор может обойти весь завод, чтобы получить общее впечатление о средствах, которые есть у его клиента; он может посмотреть, не проржавело ли оборудование, оценить, насколько оно устарело, понаблюдать за лицами, ведущими бухгалтерский учет, чтобы определить, осуществляют ли его именно те лица, которые должны этим заниматься. Наблюдения редко бывают достаточными сами по себе. Необходимо подтверждать первоначальные впечатления другого рода свидетельствами. Тем не менее наблюдения - полезная часть аудита. ОПРОСЫ КЛИЕНТА. В результате опроса клиент дает письменную или устную информацию в ответ на вопросы, которые задает аудитор. Хотя в результате опросов и можно получить от клиента значительные объемы свидетельств, эту информацию обычно не считают окончательной, поскольку она не поступает из независимого источника и может быть искажена в пользу клиента. Поэтому, когда аудитор собирает информацию в результате опроса, обычно необходимо еще подкрепить ее посредством других методов дальнейшими поддерживающими ее свидетельствами. Например, когда аудитор хочет получить информацию о методах, которые использует клиент для ведения системных бухгалтерских записей, выверки оборотов и сальдо по счетам, он обычно сначала спрашивает у самого клиента о том, как функционирует его система внутрихозяйственного контроля. Затем аудитор проверяет хозяйственные операции и определяет, действительно ли они учитываются и контролируются именно так, как ему сообщили.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Общий обзор аудита
В этой главе представлена информация общего характера о сущности аудита и важнейших факторах, оказывающих влияние на аудиторскую деятельность. В первой части главы аудит обсуждается в широком смыс ...

Завершение аудита
После того как аудитор завершит тесты в конкретных областях аудита, необходимо свести воедино полученные результаты и провести дополнительное тестирование более общего характера. В этом состоит че ...

Износ основных средств и амортизационная политика
...