За работу во вредных и тяжелых условиях
Аудит и расходы фирмы / Расходы на оплату труда / За работу во вредных и тяжелых условиях

Зарплата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее – работы с особыми условиями труда), должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.

На сегодняшний день указанный перечень Правительством Российской Федерации не установлен. Вместе с тем существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. Данные перечни применяются организациями-работодателями с учетом результатов проводимой аттестации рабочих мест.

Порядок проведения аттестации приведен в постановлении Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливают четко определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда (например, 40 %), другие – относительно определенный размер доплаты (например, 16, 20, 24 %) или предельные размеры доплаты (например, не более 24 %).

Стороны трудового договора могут определить конкретные размеры доплаты за особые условия труда в трудовом или коллективном договоре. Работодатель имеет право самостоятельно определять конкретные размеры доплаты за работу в особых условиях труда, учитывая минимальные размеры доплаты, установленные нормативными правовыми актами, и не ухудшая условий трудовых и коллективных договоров, соглашений.

Таким образом, к расходам на оплату труда, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся начисления компенсирующего характера за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации или установленные работодателем коллективным и (или) трудовым договорами (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

Однако как указал Минфин России в письме от 12 сентября 2006 г. № 03-05-02-04/143, если в ходе контрольной работы у налоговиков возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то они могут привлечь специалистов Роструда.

Ведь согласно постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 государственную экспертизу труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

А привлечь специалистов этого органа фискалам предоставлет статья 31 Налогового кодекса РФ. И если указанные специалисты по охране труда признают, что доплаты установлены незаконно, налоги пересчитают.

Такое мнение чиновников обусловлено тем, что доплаты за вредность используют как элемент налоговой оптимизации. Дело в том, что указанные компенсации включаются в расходы по налогу на прибыль, но не облагаются ЕСН.

Смотрите также

Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...

Профессиональная этика
"Кодекс профессиональной этики" AJCPA и требование независимости, содержащееся в SEC, оказывают большое воздействие на деятельность аудиторов. В настоящей главе мы объясним, почему необх ...

Основная часть
...