Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской
деятельности по данным контроля и аудитаОбщая теория аудита / Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита / Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской
деятельности по данным контроля и аудитаСтраница 1
Важнейшей функцией финансово-хозяйственного контроля является ликвидация недостатков в деятельности предприятий и их профилактика, содействие повышению эффективности хозяйствования. По результатам проведенных ревизий, аудита и контрольных проверок руководство предприятия, деятельность которого ревизовалась, при участии трудового коллектива разрабатывает меры по ликвидации и предупреждению повторений недостатков в последующей деятельности предприятия (табл. 17.7).
Руководство предприятия организовывает контроль за выполнением этих мероприятий и определяет их эффективность в сохранности ценностей. По каждому случаю недостачи денежных средств и материальных ценностей, выявленной в подотчете материально ответственных лиц или вследствие недопоставки предприятиями-поставщиками сырья и материалов, предъявляются исковые требования о возмещении ущерба соответственно правоохранительным органам, в государственный или ведомственный арбитраж.
Таблица 17.7. Мероприятия по ликвидации и предупреждению недостатков, выявленных в процессе контроля и аудита
Исковое заявление составляют на основании первичных документов, подтверждающих материальную ответственность конкретных лиц или других предприятий в размере причиненного ущерба. Предприятие-истец принимает необходимые меры по удовлетворению своих исковых требований в судебных и арбитражных органах.
В возмещении причиненного ущерба предприятию, а также отдельным гражданам большое значение имеет хорошо налаженный учет исполнительных листов, выданных судами. Учет перемещения исполнительных листов на удержание задолженности ведется бухгалтерией в специальном журнале, форма которого показана в табл. 17.8.
Представитель суда (или другого органа) систематически контролирует выполнение судебных решений на предприятиях, находящихся на территории региона, обслуживаемого судом. В отдельных случаях эти функции исполняет прокуратура.
В процессе проведения комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий объектом контроля является также достоверность и своевременность учета исполнительных листов и других документов (решений арбитража) на возмещение причиненного ущерба.
При определении вопросов заказчики аудиторского контроля ставят на его решение не только вопросы, которые должны подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности, деклараций о доходах, но и по выявлению причин и обстоятельств, обусловливающих спад экономической активности предприятия, недостачи и хищения ценностей и другие негативные явления. Конечно, такие вопросы не должны выходить за пределы компетенции аудитора и его правового статуса в финансово-хозяйственном контроле.
Поскольку бухгалтерский учет является функцией управления, которая проявляется прежде всего в контроле за деятельностью материально ответственных лиц, сохранностью ценностей, выполнением государственных и договорных обязательств, рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдением законодательства и нормативных актов в хозяйственной деятельности и отражением ее в системе учета и отчетности, что касается причин правонарушений, то их необходимо исследовать во взаимосвязи учета и контроля. Вполне закономерной является постановка перед аудитом вопросов следующего содержания:
Обеспечивает ли учет и контроль на предприятии закрепление материальной ответственности конкретных лиц за ценности?
Кто ответствен за нарушение нормативных актов по учету и контролю средств на предприятии?
Насколько организация учета обеспечивает осуществление контрольных функций при выполнении государственного заказа?
По данным бухгалтерского учета проводится текущий и послеоперационный (ретроспективный) контроль хозяйственных операций. Выявляя причины правонарушений, аудит устанавливает, как бухгалтерия на стадии предварительного контроля хозяйственной операции, т.е. до ее выполнения, контролирует применение норм расходов сырья при выписке лимитно-заборных карт на получение цехами материалов со складов и др. На стадии текущего контроля хозяйственных операций аудит устанавливает, достаточно ли бухгалтерия контролирует оприходование изготовленной продукции, правильность отражения в учете ее реализации и т. п. Бухгалтерский учет и отчетность дают необходимую информацию для послеоперационного контроля хозяйственных операций (за месяц, квартал, год), поэтому аудит, устанавливая причины недостач, пересортицы, порчи товарно-материальных ценностей, прибегает к функциям внутрихозяйственного контроля, который осуществляет бухгалтерия (своевременность и качество проведения инвентаризации, зачет пересортицы материалов, отражение ее результатов в учете и т. д.).
Таким образом, изучая причины правонарушений и недостатков в хозяйственной деятельности, аудит устанавливает выполнение контрольных функций, возложенных на бухгалтерский учет.
Смотрите также
Аудит расчетных операций
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению
договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции
в заданном ассортименте и качеств ...
Электроснабжение отрасли
Создание энергосистем и объединение их между собой на огромных территориях стало основным направлением развития электроэнергетики мира в 20 веке. Это обусловлено отличительной особенностью отрасли, ...
Заключение
При подготовки
материала для курсовой работы я убедился в актуальности выбранной темы.
Правительство уделяет большое внимание учёту основных средств вообще и
совершенствованию методики у ...