Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государстваАудит международных стандартов / Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государстваСтраница 1
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [30, ст. 7] под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерскогоуче-та и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Случаи обязательного аудита предусмотрены самим законом [30], а также иными нормативными актами. Остановимся на этом обстоятельстве подробнее.
В международной практике термин обязательный аудит носит название «аудит по закону». У тех, кто впервые знакомится с содержанием отечественного закона [30], неизбежно возникает следующий вопрос: с какой целью законодатель устанавливает случаи ежегодной обязательной аудиторской проверки отдельных категорий юридических и физических лиц? Само по себе привлечение аудиторских организаций сопряжено со значительными издержками для любого предприятия, которые в конечном итоге уменьшают его прибыль. Поэтому может сложиться ошибочное мнение о том, что обязательный аудит представляет собой изъятие из прибыли указанных юридических и физических лиц в пользу аудиторских организаций. Установив данное требование законодательно, государство защищает экономические интересы не предприятий, а аудиторских организаций.
При дальнейшем изучении закона [30] читатель сталкивается еще с одним небезынтересным обстоятельством: обязательный аудит может проводиться исключительно аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы оказались лишены права проводить такие проверки. После вступления закона [30] в силу многие аудиторы, которые работали ранее в качестве предпринимателей без образования юридического лица, лишились своего участия на рынке оказания аудиторских услуг.
Именно последнее обстоятельство и стало предметом дела, рассмотренного в Конституционном суде РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данное законоположение Конституции РФ.
В своей жалобе в Конституционный суд РФ заявитель утверждал, что Федеральный закон [30], не допуская проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами, необоснованно ограничивает свободу предпринимательской деятельности, осуществляемую на основе равенства всех перед законом и судом, и тем самым нарушает положения Конституции РФ.
Так, согласно Конституции РФ свобода экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право собственности гарантируются в Российской Федерации в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство участников гражданско-правовых отношений. Указанные принципы провозглашаются в ГК РФ в числе основных начал гражданского законодательства [11, ст. 1 п. 1].
Вместе с тем постановлением от 1 апреля 2003 г. № 4-П Конституционный суд РФ отклонил жалобу заявителя и оставил оспариваемое положение закона [30, ст. 7 п. 2] в силе.
Анализ содержания данного постановления позволяет выявить особенности обязательного аудита и необходимость его осуществления именно аудиторскими организациями.
Необходимость обязательного аудита [30, ст. 7 п. 1] обусловлена следующими обстоятельствами:
спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество);
характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды);
большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года.
При написании данного раздела использованы материалы информационно-правовой базы «Консультант-Плюс».
Можно добавить, что вложение средств в открытое акционерное общество, по сравнению с иными организационно-правовыми формами, сопряжено с повышенным риском для инвесторов. Акции, выпускаемые открытыми акционерными обществами, свободно обращаются на фондовых рынках*: При этом сам фондовый рынок представляет собой особую сферу хозяйственной деятельности, возникающую в процессе вторичного обращения ценных бумаг, в которой информация об эмитентах акций играет крайне важную роль. Участники фондовых рынков заинтересованы в получении достоверной финансовой информации об эмитентах. Кроме того, стабильное состояние фондовых рынков в государстве образует основу его привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.
Смотрите также
Условия аудиторских заданий (обязательств)
Положения настоящей темы отражены в международном стандарте № 210 «Условия аудиторских
заданий (обязательств)».
В соответствии с требованиями последнего перед началом деятельности по оказанию
кли ...
Страхование имущества
В бухгалтерском учете расходы на страхование относят к расходам по обычным видам
деятельности и признают прочими (п. 11 ПБУ 10/99). Предварительно стоимость страховки
учитывают на счете 97 в соста ...
Аудиторские выборки для проверок операций
Как только аудитор решил, какие процедуры выбрать и когда их следует выполнять,
необходимо определить количество единиц в выборке и какие единицы следует выбрать.
В этой главе рассштриваются приня ...