Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государства
Аудит международных стандартов / Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Обязательный аудит как инструмент обеспечения экономической безопасности государства
Страница 1

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [30, ст. 7] под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерскогоуче-та и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Случаи обязательного аудита предусмотрены самим законом [30], а также иными нормативными актами. Остановимся на этом обстоятельстве подробнее.

В международной практике термин обязательный аудит носит название «аудит по закону». У тех, кто впервые знакомится с содержанием отечественного закона [30], неизбежно возникает следующий вопрос: с какой целью законодатель устанавливает случаи ежегодной обязательной аудиторской проверки отдельных категорий юридических и физических лиц? Само по себе привлечение аудиторских организаций сопряжено со значительными издержками для любого предприятия, которые в конечном итоге уменьшают его прибыль. Поэтому может сложиться ошибочное мнение о том, что обязательный аудит представляет собой изъятие из прибыли указанных юридических и физических лиц в пользу аудиторских организаций. Установив данное требование законодательно, государство защищает экономические интересы не предприятий, а аудиторских организаций.

При дальнейшем изучении закона [30] читатель сталкивается еще с одним небезынтересным обстоятельством: обязательный аудит может проводиться исключительно аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы оказались лишены права проводить такие проверки. После вступления закона [30] в силу многие аудиторы, которые работали ранее в качестве предпринимателей без образования юридического лица, лишились своего участия на рынке оказания аудиторских услуг.

Именно последнее обстоятельство и стало предметом дела, рассмотренного в Конституционном суде РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данное законоположение Конституции РФ.

В своей жалобе в Конституционный суд РФ заявитель утверждал, что Федеральный закон [30], не допуская проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами, необоснованно ограничивает свободу предпринимательской деятельности, осуществляемую на основе равенства всех перед законом и судом, и тем самым нарушает положения Конституции РФ.

Так, согласно Конституции РФ свобода экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право собственности гарантируются в Российской Федерации в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство участников гражданско-правовых отношений. Указанные принципы провозглашаются в ГК РФ в числе основных начал гражданского законодательства [11, ст. 1 п. 1].

Вместе с тем постановлением от 1 апреля 2003 г. № 4-П Конституционный суд РФ отклонил жалобу заявителя и оставил оспариваемое положение закона [30, ст. 7 п. 2] в силе.

Анализ содержания данного постановления позволяет выявить особенности обязательного аудита и необходимость его осуществления именно аудиторскими организациями.

Необходимость обязательного аудита [30, ст. 7 п. 1] обусловлена следующими обстоятельствами:

спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество);

характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды);

большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года.

При написании данного раздела использованы материалы информационно-правовой базы «Консультант-Плюс».

Можно добавить, что вложение средств в открытое акционерное общество, по сравнению с иными организационно-правовыми формами, сопряжено с повышенным риском для инвесторов. Акции, выпускаемые открытыми акционерными обществами, свободно обращаются на фондовых рынках*: При этом сам фондовый рынок представляет собой особую сферу хозяйственной деятельности, возникающую в процессе вторичного обращения ценных бумаг, в которой информация об эмитентах акций играет крайне важную роль. Участники фондовых рынков заинтересованы в получении достоверной финансовой информации об эмитентах. Кроме того, стабильное состояние фондовых рынков в государстве образует основу его привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Аудит денежных средств
Аудит денежных оборотов и остатков - это последняя область аудита, которую мы изучаем. Вполне очевидно, что свидетельства, необходимые для аудита денежных средств, во многом определяются результат ...

Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием, которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы (дене ...

Заключение
Снижение трудоёмкости продукции, роста производительности можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прог ...