Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
Общая теория аудита / Контрольно-аудиторский процесс и его стадии / Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
Страница 4

сокрытие недостач при инвентаризации ценностей;

оприходование материалов, не поступивших на предприятие, для присвоения их при последующем приобретении;

списание фиктивно оприходованных материалов на расходы производства;

присвоение материалов, списанных предварительно на производство по нормам, а фактически недовложенных в продукцию;

списание украденных или недостачи товарно-материальных ценностей на расчеты с дебиторами и кредиторами;

приписки объема продукции с целью фиктивного списания материалов;

оприходование с последующим незаконным списанием утраченных в пути или переадресованных материалов;

другие случаи фиктивных приходных и расходных операций с материальными и денежными ценностями.

Источниками информации для раскрытия таких фальшивок являются данные о наличии и движении товарно-материальных ценностей у поставщиков и покупателей, приходные, расходные и транспортные документы. Основными методическими приемами аудита являются документальные — сопоставление различных документов и их отдельных экземпляров, встречная и логическая проверки данных разных организаций и нормативный расчет затрат материалов. Одновременно могут применяться органолептические методические приемы — инвентаризация ценностей. При этом может быть установлено, что поставщик не имел возможности отпустить товар покупателю из-за отсутствия у него такого количества, которое указано в документе, а на остаток товара, который не выдал, оформил расписку о принятии его на хранение. Однако на эту расписку в товарно-транспортной накладной не сделано предупреждения. Внезапной инвентаризацией, проведенной при участии аудитора, выявлена на оптовой базе недостача товаров, которую планировалось покрыть в последующие периоды естественной потерей по действующим нормам. В этой ситуации совершено два нарушения нормативных актов: не проведена приемка товаров покупателем по фактическому количеству; оформлено распиской принятие на хранение у поставщика товара, которого в действительности не было в наличии. Следовательно, с помощью бестоварных документов созданы предпосылки для расхищения товаров.

Эффективность исследования таких ситуаций аудитором зависит от правильно поставленной гипотезы о совершении бестоварных операций и подбора доказательств этих гипотез. К таким доказательствам относятся:

несоответствие показателей в разных экземплярах одних и тех же документов (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах и др.), находящихся у поставщика и покупателя;

несоответствие количества проданных материалов в учете покупателя и поставщика;

отсутствие платежного требования поставщика об оплате стоимости материалов покупателем;

отсутствие разрешения должностного лица на внутреннее перемещение материалов (товаров) на предприятии;

неоправданные исправления в документах по инвентаризации ценностей в подотчете отдельных материально ответственных лиц;

списание естественной убыли товаров по нормам в случае непроведения фактической инвентаризации ценностей у конкретного материально ответственного лица;

несоответствие данных в документах о перемещении товаров и в транспортной документации (товарно-транспортные накладные, путевые листы и др.);

отсутствие пропусков на вывоз (вынос) ценностей за пределы предприятия или необусловленные исправления в доверенности на получение товаров;

отсутствие транспортных документов (путевых листов) на перевозку материалов и документов о начислении и выплате заработной платы за погрузочно-разгрузочные работы;

начисление заработной платы по нарядам за выполненные строительно-монтажные работы на конкретном объекте и отсутствие документов на списание материалов на эти работы;

красные показатели (кредитное сальдо) об остатке материалов в подотчете прорабов на конец квартала, года свидетельствуют о том, что материалы списаны на расходы по нормам, а не по фактическому отпуску на производство или совершена приписка объемов невыполненных работ;

подделка (даты, номера, подписей и др.) в транспортных документах (путевых листах) и документах о перевозке материалов или грузов нетоварного ассортимента (мусор, снег и др.);

завышение средней эксплуатационной скорости движения автомобилей (с грузом в пределах города до 100—150 км/ч) в течение всего времени, предусмотренного нарядом, не соответствует техническим условиях работы автомобилей в населенных пунктах, свидетельствует о приписках расстояний перевозок или нарядного времени работы автомобиля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Переговоры
Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или тех его сотрудников, которые работают с клиентами. Думаю, никто не будет спорить, что эта способность ...

Затраты в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете затраты признаются по правилам, которые прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (далее – ПБУ 10/99). Этот документ утвержден приказом Минфина Росс ...

Условия аудиторских заданий (обязательств)
Положения настоящей темы отражены в международном стандарте № 210 «Условия аудиторских заданий (обязательств)». В соответствии с требованиями последнего перед началом деятельности по оказанию кли ...