Нормативное обеспечение
Дополнительные материалы / Аудит и бухгалтерский учет товарных операций в предприятии малого бизнеса / Теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП) / Нормативное обеспечение
Страница 5

Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору (органом дознания и следователем лишь с санкции прокурора) при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному арбитражному суду (п. 10 Временных правил). Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Согласно ст. 80 УПК РФ заключение эксперта не обязательно для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, но несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. [Там же, 1991, № 29, ст. 1008.] На заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, не распространяются требования о соблюдении ст. 18 Временных правил, которая устанавливает форму аудиторского заключения.

Эта норма применима в случаях, когда проводится обычная аудиторская проверка по договору с экономическим субъектом. В ст. 17 Временных правил предусмотрено, что заключение аудитора – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Однако эта формулировка довольно абстрактна и из их нее неясно, в чем же заключается процессуальное значение этого документа. В законе об аудиторской деятельности следует установить, что аудиторское заключение является обязательным для всех заинтересованных лиц. Экономический субъект на основании этого заключения вносит изменения в бухгалтерскую отчетность до подачи ее органам государственной налоговой инспекции и другим государственным органам или до ее опубликования (например, до 1 июля года, следующего за отчетным). Излишне внесенные им суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются экономическому субъекту в 10-дневный срок со дня его письменного заявления. Недовнесенные суммы налога в тот же срок перечисляются плательщиком соответствующему налоговому органу. Если налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Если суд установит неточности и ошибки в удостоверенной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.

Субъекты аудиторской деятельности. Сторонами по договору при осуществлении аудиторской деятельности выступают экономические субъекты и аудиторы – как аудиторские фирмы, так и работающие самостоятельно. В п. 2 Временных правил перечисляются экономические субъекты, под которыми, исходя из ст. 34 Конституции Российской Федерации понимаются лица, занимающиеся предпринимательской и иной экономической деятельностью. Перечню экономических субъектов соответствуют общий и отраслевые виды аудита: банковского аудита, аудита страховых организаций и аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Вид аудита определяется в лицензии. Одна и та же аудиторская фирма (аудитор) может обладать лицензиями для осуществления нескольких видов аудиторских проверок.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами (п. 8 Временных правил). Выходит, аудиторские фирмы могут быть частными, государственными, муниципальными, принадлежать общественным объединениям (организациям). Последний вид собственности, хотя прямо не упоминается в Конституции Российской Федерации (в отличие от Закона о собственности в РСФСР), но и не противоречит ее содержанию, так как в п. 2 ст. 8 допускается существование наряду с частной, государственной, муниципальной собственности и иные формы собственности. Аудиторская фирма может быть основана на смешанной форме собственности, т. е. ее имущество находится в определенных долях в частной, государственной, муниципальной и иной собственности. Иностранные (полностью принадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам, но образованные и действующие по российскому законодательству) и совместные аудиторские фирмы работают в соответствии с Законом об иностранных инвестициях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Цели аудита
С настоящей главы мы начинаем изучение процесса сбора аудиторских свидетельств. Для этого прежде всего необходимо понять цели и задачи аудита, а также то, каким образом аудитор подходит к сбору св ...

Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...

Расходы обслуживающих производств
В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ обслуживающими производствами считаются подсобные хозяйства и коммунальные объекты, числящиеся на балансе предприятия: гостиницы для размещени ...