Нормативное обеспечение
Дополнительные материалы / Аудит и бухгалтерский учет товарных операций в предприятии малого бизнеса / Теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП) / Нормативное обеспечение
Страница 6

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа (п. 8 Временных правил). Из Закона о предприятиях следует, что аудиторская фирма может быть учреждена в форме индивидуального (семейного) частного предприятия, полного товарищества, смешанного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), государственного, муниципального предприятия. Однако вряд ли правильно такое решение Временных правил о формах предприятия для аудиторских фирм. Нельзя самостоятельно осуществлять аудиторские проверки государственными и муниципальными предприятиями, поскольку они зависимы от государственных собственников. Их лишь условно можно назвать субъектами предпринимательской деятельности. Аудиторская фирма по своей природе требует организации на основе частной собственности, что предполагает выборочную проверку достоверности отчетности, а не сплошную, как при ревизии. Видимо, государство и субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе создавать аудиторские фирмы для осуществления аудиторских проверок государственных и муниципальных, а также частных предприятий, но только для совершения иных действий, помимо подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству. Занятие аудиторской деятельностью происходит на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата. Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 6 мая 1994г. утверждены Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности'". Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны до 1 октября 1994г. пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации с 1 октября 1994г. и без получения лицензий с 1 января 1995г. запрещается.

Аудиторские фирмы начинают (а существующие продолжают) свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов, ведение которого организует Комиссия по аудиторской деятельности (п. 8 ч. IV Временных правил).

В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, как данная норма согласуется с п. 1 ст. 34 Закона о предприятиях, которые требует включения всех предприятий в Государственный реестр? Есть ли необходимость вести два государственных реестра? Во-вторых, из содержания только что приведенной нормы прямо не вытекает, что в аудиторской фирме обязательно должен быть аттестованный аудитор, хотя к такому выводу можно придти из анализа п. 18 и п/п "б" п. 22 Временных правил. При этом, если следовать требованиям ст. 36 Закона о предприятиях, необходимо еще и разрешение администрации района (города) на занятие хозяйственной деятельности. В-третьих, из п/п "б" п. 11 Временных правил, можно заключить, что состав учредителей, собственников, акционеров аудиторских фирм вряд ли сочетается с правилом ч. II п. 9 с тем, что аудиторы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской. Если же аудиторские фирмы выступают учредителями, собственниками, акционерами экономических субъектов, то они тем самым занимаются неразрешенной предпринимательской деятельностью. Непонятно и правило п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994г. [Собрание Законодательства Российской Федерации, 1994. № 4, ст. 365.] о том, что "аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензию аудиторским фирмам. составляет не менее 51 процента". Значит, учреждаться аудиторская фирма должна при условии, если аттестованные аудиторы внесли более 51% уставного капитала, либо в фирму вошла аудиторская фирма, получившая лицензию, – ситуация, мало реальная в условиях становления аудиторского дела в России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Условия аудиторских заданий (обязательств)
Положения настоящей темы отражены в международном стандарте № 210 «Условия аудиторских заданий (обязательств)». В соответствии с требованиями последнего перед началом деятельности по оказанию кли ...

Аренда основных средств
Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Но многие, особенно вновь созд ...

Аудит расчетных операций
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качеств ...