Нормативное обеспечение
Дополнительные материалы / Аудит и бухгалтерский учет товарных операций в предприятии малого бизнеса / Теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП) / Нормативное обеспечение
Страница 2

Документами 4-го уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Аудит. В течение последних трех-четырех лет в России проводятся аудиторские проверки, интенсивно готовятся кадры аудиторов, но все это до принятия Указа Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993г. [Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52.] не имело под собой должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные этим Указом, подвели юридический фундамент под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита зарубежных стран. Стандарты – правила ведения финансового учета и составления отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период компанией, которые отражают ее положение на рынке (в том числе и ценных бумаг). Они являются определенного рода юридически закрепленным консенсусом различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других подобных факторов.

Что же из себя с правовой точки зрения представляют стандарты бухгалтерского учета и аудита? Отметим, что хотя на Западе различаются стандарты по бухгалтерскому учету и по отчетности и аудиту, но правовая природа их одинакова. Более того, они неразрывно связаны между собой, так как аудитор, занимаясь проверкой, обязательно должен знать стандарты учета и отчетности. На первом заседании Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ обсуждалась концепция системы нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в России. Для определения сферы его правового регулирования необходимо выделить, как отмечает М.А. Волович, [В Методологическом совете по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет, 1994, № 6, 58-59.] три вида учета, применяемых сейчас на предприятиях: финансовый, производственный (управленческий) и налоговый. Управленческий учет обслуживает внутренние потребности предприятия, его результаты, в отличие от финансового не служит удовлетворению потребностей внешних пользователей. Предлагается четырехуровневая система правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень – закон о бухгалтерском учете, который непосредственно входит в группу основных элементов, регламентирующих хозяйственное право.

Второй уровень составляют акты Правительства России, других исполнительных органов, которые раскрывают, детализируют требования законов.

Третий уровень – стандарты по учету и отчетности, в которых должны быть определены основные принципы ведения бухгалтерского учета. [Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета /Под ред. Я.В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1993, с. 29.] Задача стандартов состоит в том, чтобы регламентировать организацию и ведение бухгалтерского учета на отдельных его участках.

Наконец, документы четвертого уровня – рекомендации, которые обеспечивают практическую деятельность и носят вспомогательный характер. Основная их цель – реализовать учетный процесс с использованием прогрессивных приемов и рациональных способов работы.

Изложенная систематизация нормативных актов, на мой взгляд, в целом правильно ориентирует правовое регулирование бухгалтерского учета в России. Отметим лишь, что место и соподчиненность закона о бухгалтерском учете с другими актами хозяйственного права следует определить не в самом этом законе, а в хозяйственном (предпринимательском) кодексе. Основное же замечание касается определения роли и природы стандартов бухгалтерского учета. В позиции М.А. Воловича более четко (по сравнению с пониманием Т.Б. Крыловой) [Крылова Т.Б. Финансовый менеджмент. – Финансовая газета, 1999, № 21, с. 14.] определяется стандарт как вид правового акта – "стандарты должны раскрыть в терминах и понятиях закрепленные в законе правовые нормы". Другими словами, стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита – это разновидность нормативного акта, утверждаемого органами государственного управления. Такой подход просматривается в нормативной практике Германии и Франции, где основные принципы и правила бухгалтерского учета изложены в правовых актах, что характерно и для России. Конечно, роль профессиональных бухгалтерско-учетных организаций в подготовке документов никто не умаляет, но стандарты в континентальной Европе – это скорее набор или "кодекс" норм профессиональной этики и деловых обыкновений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Аудит денежных средств
Аудит денежных оборотов и остатков - это последняя область аудита, которую мы изучаем. Вполне очевидно, что свидетельства, необходимые для аудита денежных средств, во многом определяются результат ...

Амортизация внеоборотных активов
Всякое производственное объединение имеет внеоборотные активы. По всем внеоборотным активам предприятие производит амортизационные отчисления. В данной курсовой работе в первой главе рассма ...

Переговоры
Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или тех его сотрудников, которые работают с клиентами. Думаю, никто не будет спорить, что эта способность ...