Учёт амортизации нематериальных активов в налоговом учёте
Общая теория аудита / Амортизация внеоборотных активов / Учёт амортизации нематериальных активов / Учёт амортизации нематериальных активов в налоговом учёте
Страница 1

С 1 января 2002 года с порядок начисления амортизации нематериальных активов для целей налогообложения регламентируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Для НМА, как и для основных средств, разрешено применение для целей налогообложения двух методов начисления амортизации:

- линейного метода;

- нелинейного метода.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта нематериальных активов определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта НМА определяется как произведение остаточной стоимости объекта НМА и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Остаточная стоимость объекта НМА определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта НМА достигнет 20 процентов от первоначальной стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

- остаточная стоимость объекта НМА в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

- сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении данного объекта НМА определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Для целей налогообложения второй метод начисления амортизации можно использовать для нематериальных активов, принятых к учету только после 1 января 2002 года.

Для налогового учета нематериальные активы и основные средства отнесены к амортизируемому имуществу. Оба метода начисления амортизации НМА аналогичны соответствующим методам, используемым при начислении амортизации основных средств, и поэтому здесь не рассматриваются.

Выбранные для целей бухгалтерского учета способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов организация должна отразить в учетной политике организации.

Аналогично выбранные для налогового учета методы амортизации объектов НМА должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения.

На малых предприятиях учет нематериальных активов рекомендуется вести обособленно на счете 01 «Основные средства» (например, на субсчете «Нематериальные активы»), а учет амортизации нематериальных активов - обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств» (например, на субсчете «Амортизация нематериальных активов»).

Затраты по приобретенным и объектам НМА также предварительно учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При принятии нематериальных активов к учету затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», в размере фактических расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства» (субсчет «Нематериальные активы»).

Некоторые правила начисления амортизации нематериальных активов в бухгалтерском учёте жёстче, чем в налоговом. Поэтому, если организация желает минимизировать различия в учёте, придётся приближать налоговый учёт к бухгалтерскому. Так, например, для НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации в налоговом учёте устанавливаются в расчете на 10, а в бухгалтерском – на 20 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ, п. 17 ПБУ 14/2000). Поэтому, ситуация, когда нельзя определить, сколько прослужит объект НМА, желательно избежать. Тем более, что правила определения срока полезного использования НМА в налоговом и бухгалтерском учёте практически одинаковы.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Завершение проверок в цикле реализации и получения выручки - дебиторская задолженность
В главе 13 идет речь об аналитических процедурах и тестах элементов балансов для счетов в цикле реализации и получения выручки, о взаимосвязи этих тестов с оценкой риска контроля и проверками опер ...

16.1. Как оценить акции и доли, полученные учредителями новых фирм?
Прежде всего напомним, что при реорганизации у учредителей налогооблагаемой прибыли не возникает. Такое правило прописано в пункте 3 статьи 277 Налогового кодекса РФ. В пункте 3 статьи 251 Налогов ...

Заключение
При подготовки материала для курсовой работы я убедился в актуальности выбранной темы. Правительство уделяет большое внимание учёту основных средств вообще и совершенствованию методики у ...