Резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет
Аудит и расходы фирмы / Расходы на оплату труда / Резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет
Страница 1

Как правило, большинство сотрудников отправляется в отпуск летом. Поэтому, чтобы равномерно распределить затраты, связанные с оплатой отпусков, в течение года организации создают резерв. Резерв на оплату отпусков лучше одновременно создавать и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Такое решение надо зафиксировать в учетной политике организации: отдельно для целей бухгалтерского учета, отдельно для целей налогообложения.

Порядок создания резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете не регламентирован. В налоговом учете все обстоит иначе. Поэтому, чтобы избежать разниц, которые надо отражать в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», в приказе об учетной политике нужно записать: «Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете создается по правилам Налогового кодекса».

Поговорим об этих правилах. Согласно статье 324.1 Налогового кодекса «налогоплательщик… обязан… определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв». Такой расчет бухгалтеры должны привести в смете. Унифицированной формы этого документа нет. Поэтому смету вы вправе составить по той форме, которую разработаете сами. Но не забудьте об обязательных реквизитах первичных документов (см. п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

Расчет отчислений в резерв производят так. Сначала определяют процент отчислений в резерв. Для этого планируемую сумму отпускных (с учетом ЕСН) делят на предполагаемую сумму расходов на выплату зарплаты (с учетом ЕСН). Далее в конце каждого месяца рассчитывают размер отчислений в резерв. Для этого сумму расходов на оплату труда за текущий месяц (с учетом ЕСН) умножают на процент отчислений.

Суммы, резервируемые на выплату отпускных, в бухгалтерском учете отражают на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв отражают в учете такой записью:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44…) КРЕДИТ 96

– произведены отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков.

Начисляя же отпускные, делают проводку:

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 70 (69…)

– списаны за счет резерва расходы на выплату отпускных.

Если к моменту начисления отпускных резерв сформирован не полностью и сумма начисленных отпускных превышает сумму резерва, то разницу отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывают за счет отчислений в резерв в последующие месяцы.

ПРИМЕР

Предприятие записало в учетной политике на 2006 год, что в бухгалтерском учете будет формировать резерв на оплату отпусков. В смете организация определила предполагаемый годовой фонд оплаты труда и планируемые отпускные. С учетом единого социального налога эти расходы составили 5 000 000 руб. и 480 000 руб. соответственно.

Затем предприятие рассчитало ежемесячный процент отчислений в резерв. Он равен:

(480 000 руб.: 5 000 000 руб.) х 100 % = 9,6 %.

Ежемесячно на оплату труда предприятие тратит 420 000 руб. (с учетом ЕСН). С этой суммы организация делает в резерв такие отчисления:

420 000 руб. х 9,6 % = 40 320 руб.

Каждый месяц в бухгалтерском учете отчисления в резерв на оплату отпусков отражаются проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96

– 40 320 руб. – произведены отчисления в резерв на оплату отпусков.

В июле предприятие начислило работникам 79 000 руб. отпускных. Единый социальный налог с этой суммы составил 20 540 руб. (79 000 руб. х 26 %), а налог на доходы физических лиц – 10 270 руб. (79 000 руб. х 13 %). Бухгалтер организации отразил выплату отпускных так:

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 70

– 79 000 руб. – списаны за счет резерва расходы на выплату отпускных;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»

Страницы: 1 2

Смотрите также

Основные средства предприятия
...

Оценки риска и внутренний контроль
Положения настоящей темы отражены в Международном стандарте № 400 «Оценки риска и внутренний контроль». Теория риска и внутреннего контроля является, пожалуй, одной из самых проблемных областей в ...

Страхование имущества
В бухгалтерском учете расходы на страхование относят к расходам по обычным видам деятельности и признают прочими (п. 11 ПБУ 10/99). Предварительно стоимость страховки учитывают на счете 97 в соста ...