Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
Общая теория аудита / Экономический контроль, его сущность и функции в обществе / Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
Страница 1

Для изучения и распространения положительного опыта в контрольной практике зарубежных стран в 1953 г. была создана неправительственная организация — Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), которая действует и теперь. В нее входят контрольные органы 130 государств мира. Через каждые три года конгресс ИНТОСАИ издает журнал. В соответствии с программой деятельности этой организации проводятся семинары, конференции, обмен стажерами. В пределах ИНТОСАИ действует Международный центр развития контроля, основное задание которого — подготовка и переподготовка контролеров. На IX конгрессе, состоявшемся в Лиме в 1977 г., ИНТОСАИ приняла Лимскую декларацию руководящих принципов контроля. Эта декларация определяет задание контроля как обязательный элемент управления общественными финансовыми средствами. Контроль — неотъемлемая часть регулирования, целью которого является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушения принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на этой стадии, а также в отдельных случаях привлечение виновных к ответственности, получение компенсации за убытки, принятие корректирующих мер, направленных на предотвращение этих нарушений в будущем.

Декларация выделяет предварительный контроль и контроль по факту.

Предварительный контроль — это проверка административных и финансовых документов, осуществляемая до получения информации о допущенных нарушениях.

Контроль по факту — это проверка, проводимая после получения информации о факте нарушения.

Декларацией предусматриваются организация внутреннего и внешнего контроля ведомств и организаций, независимость контроля и работников контрольных органов, финансовая независимость высших контрольных органов, отношения с парламентом, правительством и администрацией. Выборочный контроль осуществляют по специальной программе. При этом объекты проверки отбирают на основе определенной модели, а их количество должно быть достаточным для того, чтобы сделать вывод о качестве и правильности управления финансовыми и материальными ресурсами. Если сотрудники высшего контрольного органа не имеют необходимых профессиональных знаний по отдельным вопросам проверки, то к ней можно привлекать посторонних экспертов.

Международный обмен опытом, идеями в пределах Международной организации высших контрольных органов — эффективное средство помощи высшему контрольному органу в выполнении возложенных на него заданий. Для этого проводятся конгрессы, семинары, которые организовывает ООН вместе с другими международными организациями.

Основные полномочия высшего контрольного органа определяются конституцией государства и конкретизируются законами в зависимости от условий.

Высший контрольный орган проверяет уплату налогов до максимально возможной степени и в процессе проверки рассматривает личное досье об уплате налогов. Контроль уплаты налогов в основном связан с проверкой законности и правильности внесения их в государственный бюджет. Вместе с тем, контролируя соблюдение закона о налогах, высший контрольный орган должен также изучать экономическую эффективность и организацию работы налоговых служб и выполнения плана доходов и в случае необходимости вносить предложение по совершенствованию соответствующих законодательных актов.

В условиях рыночных отношений роль финансово-хозяйственного контроля в экономике не снижается. Не случайно во всех странах с развитой рыночной экономикой образовалась и успешно функционирует система финансового государственного контроля за предпринимательской деятельностью. В зависимости от специфики форм государственного устройства, национальных традиций они организованы по-разному. В то же время следует отметить, что организация и деятельность контрольно-ревизионных служб в зарубежных странах основываются на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики, а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает, каким образом стадия планир ...

Представительские расходы
Представительские расходы – это затраты организации, связанные с ее коммерческой деятельностью, по приему и обслуживанию представителей других организаций и учреждений (включая иностранных), прибы ...

Требования к профессии аудитора
Профессия аудитора - это профессия специалистов, которых признает общество как гарантов уверенности пользователей финансовой информации в ее достоверности, полноте и соответствии действующему законода ...