Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
Общая теория аудита / Экономический контроль, его сущность и функции в обществе / Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
Страница 2

Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств. В США это Главное контрольное управление Конгресса во главе с генеральным контролером, в Великобритании — Национальный ревизионный совет во главе с главным ревизором, в Канаде — Генеральный контролер, в Индии — парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных прогнозов, комиссии по делам государственных предприятий, в Финляндии — 5 государственных ревизоров, в ФРГ, Франции, Венгрии — счетные палаты.

Вместе с институтами парламентского контроля в большинстве стран действуют государственные, а точнее правительственные контрольно-ревизионные системы. В США это Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях (Совет честности и эффективности); в Индии — служба Генерального инспектора и ревизора (департамент ревизии и счетоводства Индии); в Финляндии — Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов.

Парламентские и правительственные контрольно-ревизионные системы функционируют одновременно и параллельно, в тесной взаимосвязи между собой. Безусловным правилом является главенство парламентской системы над правительственной.

Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. В пределах этого глобального задания они контролируют расходование министерствами, ведомствами и другими органами управления средств, предусмотренных на их содержание и реализацию государственных программ, проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм по выполнению государственных заказов.

Главное контрольное управление Конгресса США постоянно контролирует выполнение правительственных программ в сфере науки и техники, энергетики, освоения космоса, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, использования природных ресурсов, транспорта. При этом проверяют законность, целесообразность и эффективность затрат. Федеральная счетная палата ФРГ контролирует все федеральные и частные предприятия, страховые учреждения федерации, частные предприятия при пятидесятипроцентном участии затрат государства, а также все остальные организации и ведомства, если они распоряжаются государственными средствами. Такой же порядок контроля установлен и в Финляндии. Счетная палата Австрии уполномочена проверять не только государственное хозяйство федерации, но и финансовую деятельность, связанную с благотворительными и другими фондами и учреждениями, управление которыми осуществляется органами федерации. Государственная счетная палата Венгрии, кроме того, контролирует деятельность налогового управления, государственной таможни, управления гербовых сборов и даже государственную деятельность партий.

В некоторых странах созданы специальные органы, контролирующие не только бюджетно-финансовую деятельность, но и всю работу государственного аппарата. В Японии такую функцию выполняет Управление административного контроля при Канцелярии Премьер-министра. Его задача — готовить предложения по усовершенствованию системы и структуры государственного управления, укреплять служебную дисциплину государственных чиновников, бороться с коррупцией, бюрократизмом.

Достойна внимания и высокая эффективность деятельности контрольно-ревизионных органов в зарубежных странах. В результате проведенных проверок и ревизий обнаруживают и возвращают в бюджет большие суммы незаконно израсходованных государственных средств. Основное внимание во время ревизии обращают на целесообразность и экономическую эффективность расходов и в случае необходимости разрабатывают рекомендации по их уменьшению. Высокая эффективность бюджетно-финансового контроля в зарубежных странах обусловлена рядом факторов. Первоочередным является то, что законодательством установлены правовые гарантии независимости контрольно-ревизионных институтов от органов управления, от возможности давления на них каких-либо органов. Обеспечивается это прежде всего тем, что их руководителей парламент назначает и утверждает на сроки более длительные, чем сроки полномочий самих парламентариев. Так, для руководителей контрольно-ревизионных органов США установлены сроки полномочий 15 лет, Канады — 10, ФРГ, Австрии и Венгрии — 12 лет. Освобождать с должности можно только по решению парламента в случае профессиональной непригодности или совершения злоупотреблений. В ФРГ президент, вице-президент, заведующие отделами и секторами Федеральной счетной палаты, подобно судьям, подчиняются только закону и не могут быть сняты с постов без их согласия. Важной гарантией независимости является то, что затраты на содержание контрольно-ревизионной системы утверждаются парламентом по отдельной смете.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Затраты в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете затраты признаются по правилам, которые прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (далее – ПБУ 10/99). Этот документ утвержден приказом Минфина Росс ...

Операции с ценными бумагами
В статье 280 Налогового кодекса изложены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Поскольку глава 25 Налогового кодекса не содержит даже примерного перечня расходов, ...

Юридическая ответственность
В этой главе обсуждаются сущность, характер и потенциальные источники возникновения юридической ответственности аудиторов. Для начала мы исследуем причины увеличения числа судебных разбирательств ...