Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
Общая теория аудита / Экономический контроль, его сущность и функции в обществе / Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
Страница 2

Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств. В США это Главное контрольное управление Конгресса во главе с генеральным контролером, в Великобритании — Национальный ревизионный совет во главе с главным ревизором, в Канаде — Генеральный контролер, в Индии — парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных прогнозов, комиссии по делам государственных предприятий, в Финляндии — 5 государственных ревизоров, в ФРГ, Франции, Венгрии — счетные палаты.

Вместе с институтами парламентского контроля в большинстве стран действуют государственные, а точнее правительственные контрольно-ревизионные системы. В США это Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях (Совет честности и эффективности); в Индии — служба Генерального инспектора и ревизора (департамент ревизии и счетоводства Индии); в Финляндии — Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов.

Парламентские и правительственные контрольно-ревизионные системы функционируют одновременно и параллельно, в тесной взаимосвязи между собой. Безусловным правилом является главенство парламентской системы над правительственной.

Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. В пределах этого глобального задания они контролируют расходование министерствами, ведомствами и другими органами управления средств, предусмотренных на их содержание и реализацию государственных программ, проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм по выполнению государственных заказов.

Главное контрольное управление Конгресса США постоянно контролирует выполнение правительственных программ в сфере науки и техники, энергетики, освоения космоса, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, использования природных ресурсов, транспорта. При этом проверяют законность, целесообразность и эффективность затрат. Федеральная счетная палата ФРГ контролирует все федеральные и частные предприятия, страховые учреждения федерации, частные предприятия при пятидесятипроцентном участии затрат государства, а также все остальные организации и ведомства, если они распоряжаются государственными средствами. Такой же порядок контроля установлен и в Финляндии. Счетная палата Австрии уполномочена проверять не только государственное хозяйство федерации, но и финансовую деятельность, связанную с благотворительными и другими фондами и учреждениями, управление которыми осуществляется органами федерации. Государственная счетная палата Венгрии, кроме того, контролирует деятельность налогового управления, государственной таможни, управления гербовых сборов и даже государственную деятельность партий.

В некоторых странах созданы специальные органы, контролирующие не только бюджетно-финансовую деятельность, но и всю работу государственного аппарата. В Японии такую функцию выполняет Управление административного контроля при Канцелярии Премьер-министра. Его задача — готовить предложения по усовершенствованию системы и структуры государственного управления, укреплять служебную дисциплину государственных чиновников, бороться с коррупцией, бюрократизмом.

Достойна внимания и высокая эффективность деятельности контрольно-ревизионных органов в зарубежных странах. В результате проведенных проверок и ревизий обнаруживают и возвращают в бюджет большие суммы незаконно израсходованных государственных средств. Основное внимание во время ревизии обращают на целесообразность и экономическую эффективность расходов и в случае необходимости разрабатывают рекомендации по их уменьшению. Высокая эффективность бюджетно-финансового контроля в зарубежных странах обусловлена рядом факторов. Первоочередным является то, что законодательством установлены правовые гарантии независимости контрольно-ревизионных институтов от органов управления, от возможности давления на них каких-либо органов. Обеспечивается это прежде всего тем, что их руководителей парламент назначает и утверждает на сроки более длительные, чем сроки полномочий самих парламентариев. Так, для руководителей контрольно-ревизионных органов США установлены сроки полномочий 15 лет, Канады — 10, ФРГ, Австрии и Венгрии — 12 лет. Освобождать с должности можно только по решению парламента в случае профессиональной непригодности или совершения злоупотреблений. В ФРГ президент, вице-президент, заведующие отделами и секторами Федеральной счетной палаты, подобно судьям, подчиняются только закону и не могут быть сняты с постов без их согласия. Важной гарантией независимости является то, что затраты на содержание контрольно-ревизионной системы утверждаются парламентом по отдельной смете.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Аудит денежных средств
Аудит денежных оборотов и остатков - это последняя область аудита, которую мы изучаем. Вполне очевидно, что свидетельства, необходимые для аудита денежных средств, во многом определяются результат ...

Амортизация внеоборотных активов
Всякое производственное объединение имеет внеоборотные активы. По всем внеоборотным активам предприятие производит амортизационные отчисления. В данной курсовой работе в первой главе рассма ...

Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...